Празднование Нового года, что в СССР заменило собой Рождество, часто воспринимается некоторыми православными как что-то антицерковное – именно в силу своего советского прошлого. Выпадает оно на пост, никакой духовной составляющей как бы не имеет и в церковных книгах никак не отмечено. Однако давайте попробуем разобраться: вдруг какой-то важный смысл здесь все-таки скрыт.
Наступающий год – новая надежда для каждого из нас. Так хочется каждый раз верить, что бой курантов унесет в прошлое все проблемы и невзгоды, а принесет только радость и легкость бытия. На деле, правда, случается иначе. Приход нового года напоминает нам о тяжелой поступи времени. От него никому не скрыться и не уйти. И праздничное веселье сменяется осознанием того, что еще один год жизни прошел, – а сколько их всего осталось? В этом празднике удивительно сочетается детская вера в чудо и по-взрослому настороженное отношение к грядущим переменам.
Приходящий год не только сокращает дни нашей жизни. Он приближает самое важное событие нашей истории. У первых христиан была уверенность, что Учитель вернется к ним совсем скоро, придет во славе, чтобы воцариться уже навсегда. Это упование было частью их ежедневных богослужений. «Маран афа» – этот возглас, дошедший до нас в Новом Завете, значит «Приди, Господи Иисусе!». Этим жили первые Его ученики.
Но прошло две тысячи лет. Так же сильно наше ожидание Спасителя, как было сильно оно в древней Церкви? И что должно произойти, чтобы нам очистить свою душу от всякого житейского попечения и задуматься о вечности? Ведь Христос может прийти в любой момент – как вор среди ночи (это сравнение Иисус использует по отношению к самому Себе). И придя, в каком виде Он нас застанет? Готовыми или еще даже не думавшими о подготовке?
Но и здесь нужно быть внимательным. Подготовка к пришествию Христову вовсе не означает, что нужно все свои средства пожертвовать на строящийся храм или всю свою жизнь вверить в руки батюшки. Это означает, в первую очередь, быть духовно взрослым. «Братья, не будьте детьми по разуму: на злое будьте младенцами, но по разуму будьте совершеннолетними», – говорит апостол Павел. Ребенок, который только учится ходить, никогда не сделает самостоятельного шага, если постоянно держать его за руку. Так и Господь – поначалу ведет нас, а потом отпускает, чтобы мы шли дальше сами и самостоятельно учились бы справляться с разного рода жизненными ситуациями.
С другой стороны, никогда нельзя закрывать сердце для действия Святого Духа. А Он, бывает, действует очень настойчиво, так что мы чувствуем себя подхваченными какой-то силой, которая влечет нас в неизвестном нам направлении, при этом от нас требуется просто не мешать свершению воли Божьей. Бог очень по-разному Себя проявляет. Тут главное верить, что между Ним и нами нет никаких преград. А если они появляются (в виде наших грехов), то легко преодолимы простым покаянным обращением к Господу.
Действительно, о какой преграде между Богом и людьми может идти речь? Ведь две тысячи лет назад Само абсолютное и автономное Божество, управляющее вселенной, стало простым малышом, родившимся в захолустном иудейском городе, среди соломы и домашнего скота. Спаситель мира пришел и даровал человечеству надежду. Не тщетную надежду на то, что проблемы сами решатся, а подлинную надежду на милосердие Божье. Надежду на то, что мы не оставлены, не забыты, мы нужны, и нас любят. Любит нас Сам Господь, от Которого и зависит наша вечная жизнь. Любит безусловно, не ожидая ничего взамен и с радостью принимая нас такими, какие мы есть.
Так что, встречая праздники, давайте задумаемся о том, насколько близки мы к Богу, и как это проявляется в нашей жизни. А чтобы эти высокие слова не были простой декларацией, которая ничего не значит, надо активно воплощать их в реальность. Чем ближе мы к Богу, тем ближе мы к нашим ближним. Вот что пишет об этом известный христианский автор авва Дорофей: «Представьте себе круг, начертанный на земле… Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог; радиусы же, то есть прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Насколько люди входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. … Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Пусть в новом году это наставление станет для всех наших читателей золотым правилом.
Расписание
Все совершается в храме Христа Человеколюбца в Закаки Voukourestiou str., если не указано иное.
5 января (пятница), 16:30–19:30. Исповедь.
6 января (суббота): 8:30 – литургия в рождественский Сочельник (храм в Калогири, 1, Monis Stoudiou Str.); 16:00 – великая вечерня; 17:00 – общая исповедь; 21:00 – всенощное бдение; 23:30 – рождественская литургия.
Георгий ВИДЯКИН
Настоятель русскоязычного прихода Свт. Николая в Лимассоле