Пятница, 29 марта 2024

Михо Эбаноидзе: «Искусство помогает мне выразить себя»

miho 3 Художник и создатель галереи MihoArt Михо Эбаноидзе уверен, что в любом деле, а особенно в искусстве, важно трудиться. Какие еще качества нужны начинающему художнику, чего не хватает арт-сцене острова и почему научить ребенка писать проще, чем взрослого? Обо всем этом — в беседе с Михо.

— Михо, вы «мультиинструменталист» в сфере искусства: рисуете картины, создаете фрески и мозаики, занимаетесь реставрацией. Какое из этих дел вам ближе всего и почему?
— В первую очередь я — художник, и учился по классу живописи. Все остальные сферы искусства мне нравились, и я уделял им внимание. Так сложилось, что мой интерес перерос в более конкретные дела, к тому же этому способствовали мои учителя. А реставрацией я начал серьезно заниматься на Кипре в мастерских архиепископии в середине 90-х. Ведь теория и практика были еще со студенческих лет. И все же я — художник. Краски и холст дают мне возможность самовыражаться, передавать свое видение, если хотите, свои сны.

— Опишите свой обычный день, как часто и где вы пишете? Нужна ли для этого особая обстановка?
— Обстановка нужна и даже очень, нужен настрой, чтобы писать и заниматься творчеством. Пишу в мастерской и дома. Обычно встаю рано, ложусь спать поздно, так повелось. Хотя я по жизни «сова», осталась все же армейская привычка, когда служил в 80-х. Мой рабочий день обычно начинается в 9:30 утра в мастерской, и понеслось — уроки, встречи. Так работаю до 20:00, а то и до 21:00. Потом домой, ужин в кругу моей любимой семьи, обдумывание и обсуждение планов на следующий день, какие-то зарисовки или иногда встречи с друзьями. Есть еще и общественные дела. Поскольку я вхожу в Совет по культуре муниципалитета Гермасойи, активно участвую в обсуждении планов и проектов в области культуры. Также выпадает дежурство в церкви Св. Георгия Франкуди, так как я вхожу в церковный совет при храме. Так что, свободного времени мало. Даже в эти тяжелые времена скучать не приходится — жизнь не стоит на месте.

— Когда вы впервые оказались на Кипре?
— Впервые я попал на Кипр в 92-ом году прошлого века. Привез выставку современных художников бывшего Советского Союза. Помогли организовать выставку на Кипре мои друзья-киприоты, которые учились в СССР.

— Вы профессионал международного уровня и могли работать в любой стране, почему решили остаться здесь?
— Вы правы, но попав на Кипр я увидел маленькую Грузию, очень похожую на мою историческую Родину. Тот же колорит, цвета, море, еда. Но особенно — люди. Я и до Кипра бывал в некоторых странах, и переехал сюда из Москвы! Но нигде не встречал людей, похожих на южан, таких, как в тех местах, где я вырос. Это обстоятельство покорило меня больше всего, и я никогда не жалел и не жалею о сделанном выборе.

miho 1

— С 1992 года в Лимассоле работает ваша арт-галерея. Срок внушительный, как за это время менялось отношение местного населения к вам и вашей работе?
— Все начиналось в маленькой мастерской в Старом городе. Она и сейчас небольшая, но не сравнить с моим первым местом работы. Вы знаете, когда вы — турист, то отношение одно, когда приезжаешь работать — совсем другое. Наверное, многим вашим читателям это знакомо. С менталитетом мне было проще, но язык, законы, уклад жизни — ко всему нужно привыкнуть, выучить. Надо работать по 25 часов в сутки, чтобы найти свое место под кипрским солнцем. Я всегда чувствовал поддержку своей семьи и моих кипрских друзей, которые нам помогали и помогают как в жизни, так и в творчестве. Всегда было интересно местному населению увидеть, как иностранец перенесет на холст кипрскую природу и кипрскую жизнь. Я горд, что стал частью кипрской жизни, лично знал президентов Республики Кипр и архиепископов Кипрской Православной Церкви. Во время первого официального визита Президента Кипра господина Никоса Анастасиадиса в Грузию в апреле 2019 года была заказана в подарок картина Грузинского монастыря VII-X в.в. в деревне Йалья в районе Полиса Хрисохуса. Я написал картину, и ее вручили Президенту Грузии г-же Саломэ Зурабишвили. И это — оценка моей жизни и работы в этой стране!

— Также вы вице-президент Ассоциации средиземноморских художников (AMA). Расскажите, чем занимается ассоциация и кто в ней сегодня состоит?
— Все началось с творческого объединения «Лимассольская Палитра», потом к нам стали обращаться иностранцы из разных концов Средиземноморья и не только. Тогда мы вместе с Анной Романенко решили создать ассоциацию международного уровня и объединить художников из разных стран. В Союз Художников Средиземноморья (АМА) входят как профессионалы, так в любители: художники, скульпторы, монументалисты. Организуем выставки в разных частях нашего острова и за рубежом, в том числе и благотворительные. Одна из основных статусных выставок — ежегодная выставка в день Народного Единства в Российском центре науки и культуры в Никосии. Мы даем путевку в жизнь молодым художникам.

— Чего сегодня не хватает арт-сцене Кипра?
— Раньше в Лимассоле, да и в целом на острове, было мало арт-объектов, скульптур, да и галерей. Остров был, да и сейчас остается, консервативным. Английское колониальное прошлое не давало острову развивать искусство, киприоту было тяжело учиться или творить. Сейчас многое изменилось, особенно за последние 10 лет. Чего только стоит проведение осенью уже второго биеннале на Кипре, или Парк скульптур в Айя-Напе, или ежегодный стрит-арт фестиваль в Лимассоле! Это международный смотр современного искусства. Очень много молодежи учится по арт-направлению, проводится множество выставок, только в Лимассоле появился десяток галерей. Приезжают знаменитые художники, организуются пленэры, проводятся фестивали. А такой значимый, как Кипрско-российский фестиваль, стал одним из главных культурных событий острова. А чего не хватает в искусстве? Хорошо, шикарно приготовленное блюдо без соли и перца теряет какую-то свою изюминку. Так вот, не хватает профессионализма. В последние годы повелось, что все взявшие кисть, карандаш или пастель и работающие год, может два, думают что они уже состоявшиеся художники, и не прислушиваются к советам профессионалов, которые в творчестве по 30-40 лет. Чтобы стать паровозом, вагончику нужно заменить ходовую часть, оснастить двигателем. То есть, нужно работать и работать.

— Вы также коллекционируете искусство, каким художникам и работам отдаете предпочтение?
— Искусство многогранно и многолико. Я все время это говорю. Коллекционирую все, к чему лежит душа и возможности, может быть как картина известного художника, так и любителя, даже ученика. Главное, если я вижу ту «изюминку», которая трогает душу. И не важно, картина это, или скульптура, или изделие из металла или камня.

— Как относитесь к современному искусству, которое бывает довольно противоречивым?
— Да, современное искусство бывает разное, но и классическое искусство в свое время было разным. Здесь спор не приведет ни к чему. Как говорят на Кипре, «кто-то любит сувлу, а кто-то шефталью». Главное чтобы автор писал свое, не чей-то сюжет, а свое. Тогда это творчество. Примеров много, один из них, который я привожу ученикам: в XVI веке в эпоху классицизма и инквизиции творил монах Босх. Это и есть мой ответ про современное искусство.

— Есть ли у вас любимый художник? Почему именно он?
— Вы знаете, и до нас были и после нас будут великие и значимые художники. Я сам вырос на творчестве больших мастеров, таких как Нико Пиросмани и Ладо Гудиашвили, как Шагал и Пикассо, как Малевич и Кандинский, как Великий маринист Ованнес Айвазян (прим. – Иван Айвазовский). Сам являюсь учеником Зураба Константиновича Церетели. Но я для себя выделяю Амедео Модильяни. Это мое личное, и объяснить почему — тема для еще одного интервью.

— Вы проводите занятия живописи для детей и взрослых, с кем легче работать? Можно ли в принципе научить человека рисовать с «нуля», если он никогда этим не занимался?
— Конечно, работать с детьми проще, как бы это странно ни звучало. Я работаю с детьми более 30 лет. Ребенок, как губка, ему все интересно, и ты видишь рост. Со взрослыми иначе. Мало взрослых, которые хотят именно учиться писать, многие сразу хотят создавать шедевры. Мало кто хочет начинать с карандаша и идти дальше. Как правило, они желают сразу писать маслом и в музей. Хотя есть и исключения, и это радует. Еще, взрослые хотят писать с фотографии, а не с натуры, что неправильно. У человеческого глаза восприятие цвета и пространства другое, нежели может передать камера гаджета. Научить писать можно любого, главное желание работать и практика.

miho 2

— Со своими учениками вы выезжаете на пленэры. В каких необычных, красивых местах Кипра удалось побывать?
— Кипр прекрасный остров, мест которые хотелось бы писать очень много. Со взрослыми мы выезжаем на пленэры за пределы города. С детьми мы обычно работаем в центральном парке города и в зоопарке, где мы учимся писать природу, животных и птиц. Как правило, в начале лета.

— Что можете посоветовать начинающему художнику?
— Любители искусства! Работайте, не ленитесь, и у вас все получится!

Фото из личного архива Михо Эбаноидзе

Материал публикуется при поддержке Правительства Москвы.

 

 

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on email
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on skype
Share on telegram
Share on facebook
Подписка на новости
Еженедельный дайджест новостей
"Вестника Кипра"
Подпишитесь бесплатно прямо сейчас!
Подписка на новости

Подпишитесь на еженедельный дайджест новостей “Вестника Кипра” бесплатно прямо сейчас!

    1            Application of terms

    1.1        These Terms apply to your use of the Website. By accessing and using the Website:

    a            you agree to these Terms; and

    b            where your access and use is on behalf of another person (e.g. a company), you confirm that you are authorised to, and do in fact, agree to these Terms

    on that person’s behalf and that, by agreeing to these Terms on that person’s behalf, that person is bound by these Terms.

    1.2        If you do not agree to these Terms, you are not authorised to access and use the Website, and you must immediately stop doing so.

     

    2            Changes

    2.1        We may change these Terms at any time by updating them on the Website. Unless stated otherwise, any change takes effect immediately. You are       responsible for ensuring you are familiar with the latest Terms. By continuing to access and use the Website, you agree to be bound by the changed

    Terms.

    2.2        We may change, suspend, discontinue, or restrict access to, the Website without notice or liability.

    2.3        These Terms were last updated on 29th May 2020.

     

    3            Definitions

    In these Terms:

    including and similar words do not imply any limit

    Loss includes loss of profits, savings, revenue or data, and any other claim, damage, loss, liability and cost, including legal costs on a solicitor and own client basis

    personal information means information about an identifiable, living person

    Terms means these terms and conditions titled Terms and conditions of use

    Underlying System means any network, system, software, data or material that underlies or is connected to the Website

    We, us or our means VESTNIK KIPRA Group

    Website means https://vkcyprus.com/

    You means you or, if clause 1.1b applies, both you and the other person on whose behalf you are acting.

     

    4            Your obligations

    4.1        You must provide true, current and complete information in your dealings with us and must promptly update that information as required so that the

    information remains true, current and complete.

    4.2        You must:

    a not act in a way, or use or introduce anything (including any virus, worm, Trojan horse, timebomb, keystroke logger, spyware or other similar feature) that in any way compromises, or may compromise, the Website or any Underlying System, or otherwise attempt to damage or interfere with the Website or any Underlying System; and

    b unless with our agreement, access the Website via standard web browsers only and not by any other method. Other methods include scraping, deep-linking, harvesting, data mining, use of a robot or spider, automation, or any similar data gathering, extraction or monitoring method.

    4.3 You indemnify us against all Loss we suffer or incur as a direct or indirect result of your failure to comply with these Terms.
     

    5            Intellectual property

    We (and our licensors) own all proprietary and intellectual property rights in the Website (including all information, data, text, graphics, artwork, photographs, logos, icons, sound recordings, videos and look and feel), and the Underlying Systems.

     

    6            Disclaimers

    6.1        To the extent permitted by law, we and our licensors have no liability or responsibility to you or any other person for any Loss in connection with:

    a the Website being unavailable (in whole or in part) or performing slowly;

    b any error in, or omission from, any information made available through the Website;

    c any exposure to viruses or other forms of interference which may damage your computer system or expose you to fraud when you access or use the Website. To avoid doubt, you are responsible for ensuring the process by which you access and use the Website protects you from this; and

    d any site linked from the Website. Any link on the Website to other sites does not imply any endorsement, approval or recommendation of, or responsibility for, those sites or their contents, operations, products or operators.

    6.2        We make no representation or warranty that the Website is appropriate or available for use in all countries or that the content satisfies the laws of all

    countries. You are responsible for ensuring that your access to and use of the Website is not illegal or prohibited, and for your own compliance with

    applicable local laws.

     

    7            Liability

    7.1        To the maximum extent permitted by law:

    a you access and use the Website at your own risk; and

    b we are not liable or responsible to you or any other person for any Loss under or in connection with these Terms, the Website, or your access and use of (or inability to access or use) the Website. This exclusion applies regardless of whether our liability or responsibility arises in contract, tort (including negligence), equity, breach of statutory duty, or otherwise.

     

    8            Privacy policy

    8.1        You are not required to provide personal information to us, although in some cases if you choose not to do so then we will be unable to make certain sections of the Website available to you. For example, we may need to have your contact information in order to provide you with updates from our Website.

    8.2        The personal information you provide to us is collected and may be used for communicating with you, statistical analysis, the marketing by us of products

    and services to you, credit checks (if necessary), and research and development.

    8.3        We may also collect technical information whenever you log on to, or visit the public version of, our Website. This may include information about the way

    users arrive at, browse through and interact with our Website. We may collect this type of technical information through the use of cookies and other

    means. Cookies are alphanumeric identifiers that we transfer to your computer’s hard drive to enable our systems to recognise your browser. If you want

    to disable cookies, you may do so by changing the settings on your browser. However, if you do so, you may not be able to use all of the functions on the

    Website. We use the technical information we collect to have a better understanding of the way people use our Website, to improve the way it works and

    to personalise it to be more relevant and useful to your particular needs. We may also use this information to assist in making any advertising we display

    on the Website more personalised and applicable to your interests.

    8.5        Generally, we do not disclose personal information to third parties for them to use for their own purposes. However, some of the circumstances in which

    we may do this are:

    a            to service providers and other persons working with us to make the Website available or improve or develop its functionality (e.g. we may use a third

    party supplier to host the Website);

    b I         n relation to the proposed purchase or acquisition of our business or assets; or

    c            where required by applicable law or any court, or in response to a legitimate request by a law enforcement agency.

    8.6        Any personal information you provide to us may be stored on the secure servers of our trusted service providers

     

    9            Suspension and termination

    9.1        Without prejudice to any other right or remedy available to us, if we consider that you have breached these Terms or we otherwise consider it

    appropriate, we may immediately, and without notice, suspend or terminate your access to the Website (or any part of it).

    9.2        On suspension or termination, you must immediately cease using the Website and must not attempt to gain further access.

     

    10         General

    10.1      If we need to contact you, we may do so by email or by posting a notice on the Website. You agree that this satisfies all legal requirements in relation to written communications.

    10.2      These Terms, and any dispute relating to these Terms or the Website, are governed by and must be interpreted in accordance with the laws of the

    Republic of Cyprus.

    Each party submits to the non-exclusive jurisdiction of the Courts of the Republic of Cyprus in relation to any dispute connected with these Terms or the

    Website.

    10.3      For us to waive a right under these Terms, the waiver must be in writing.

    10.4      Clauses which, by their nature, are intended to survive termination of these Terms, including clauses 5, 6, 7, 10.1, continue in force.

    10.5      If any part or provision of these Terms is or becomes illegal, unenforceable, or invalid, that part or provision is deemed to be modified to the extent

    required to remedy the illegality, unenforceability or invalidity. If a modification is not possible, the part or provision must be treated for all purposes as

    severed from these Terms. The remainder of these Terms will be binding on you.

    10.6      These Terms set out everything agreed by the parties relating to your use of the Website and supersede and cancel anything discussed, exchanged or

    agreed prior to you agreeing to these Terms. The parties have not relied on any representation, warranty or agreement relating to the Website that is not

    expressly set out in the Terms, and no such representation, warranty or agreement has any effect from the date you agreed to these Terms.