Мало кто знает, что остров на протяжении столетий был домом для сотен африканцев, которые были привезены сюда в основном в качестве рабов.
Исследовательница и художница из Фамагусты Серап Канай представила в Университете Кипра свой доклад под названием «Неизвестное африканское наследие Кипра». За последние годы Канай взяла интервью у сотен людей, собрав устные истории тех, чьих предков привозили на остров из Африки.
Необычной теме посвящает свою статью издание Cyprus Mail.
Безусловно, выходцы из Африки могли оказаться на Кипре в древние времена просто благодаря географической близости острова к континенту. Вассос Карайоргис в своей книге Blacks in Ancient Cypriot Art идентифицирует статуэтки и подвески, датируемые XVIII веком до н.э. и изображающие людей с африканскими чертами.
Сахар
Но более масштабная миграция произошла позже. Франки, новые владетели острова, занялись массовым производством сахара (о сахарном величии Кипра подробно можно прочитать здесь). В районе вокруг Эпископи, где располагались плантации сахарного тростника, проживала значительная африканская община, в основном из суданского Дарфура.
Хлопок
При османах на Кипре началось широкое производство хлопка. Плантации были расположены в районе долины Месаория, рядом с деревнями Ватили и Синта. Серап Канай вспоминает, что в детстве ее часто спрашивали, не имеет ли она отношения к Эпископи или Синте. Киприоты знали, что именно в тех краях жили потомки выходцев из Африки.
Ремесло
Но среди них были не только рабы. Многие были свободными работниками и ремесленниками. Женщины часто зарабатывали на жизнь тем, что заботились о красоте лица и кожи. Поэтому их нанимали, чтобы украсить невесту перед свадьбой. Другие были врачами, музыкантами или торговцами.
По найму
Приход англичан добавил к этому разнообразию еще несколько штрихов. Во-первых, они нанимали выходцев из Африки на работу в качестве полицейских, что определенно повышало их социальный престиж. Во-вторых, они отменили на Кипре рабство, и все рабы стали наемными слугами.
Но и до этого рабы на Кипре имели возможность выкупить себя за пару золотых монет или за несколько овец, чтобы основать собственное хозяйство.
Ситуация сегодня
Морин Чачолиадис – уроженка Камеруна, которая последние 17 лет живет на Кипре и владеет рестораном в центре Никосии. Она признается, что весьма удивлена этой информацией. «Я считаю, что если бы этому учили в школах, восприятие мигрантов было бы иным», – говорит она изданию Cyprus Mail.
Можно ли сказать, что нынешняя волна миграции – это просто продолжение предыдущих волн, повторение истории? Или это нечто совершенно другое?
Одно из главных отличий связано с тем фактом, что предыдущие мигранты жили в семьях местных жителей и были, при всех оговорках, сферой ответственности своих хозяев или нанимателей. Большинство нынешних мигрантов прибыли на Кипр по собственной инициативе, из-за войны или нестабильности в родных странах.
Существенно отличаются и цифры. В 2005 году, когда у Серап Канай была первая выставка на тему африканского сообщества Кипра, она выявила около 2000 киприотов африканского происхождения. Конечно, она работала только с жителями оккупированных территорий и теми, чье африканское происхождение можно было без труда установить по внешним признаками (доля киприотов с чернокожими предками может быть гораздо больше).
С тех пор она провела больше интервью и нашла гораздо больше таких людей, но все же: только в первой половине 2022 года в республику въехало 12 000 просителей убежища из стран Африки.
Так что в любом случае число «афрокиприотов» ничтожно мало по сравнению с количеством африканских студентов или беженцев, в основном из Нигерии и Конго.
А отношение к беженцам на Кипре заметно ухудшилось за последние четыре года, о чем говорят опросы.
Дискриминация остается
Что интересно, афрокипрское сообщество не всегда демонстрирует принятие таких новоприбывших жителей Кипра. Это связано с распространенным внутри мнением, что чем светлее оттенок кожи, тем лучше. «Женщины особенно часто говорили мне, что девушки должны “посветлеть”, то есть выйти замуж за белых, чтобы их дети были светлее. Бывает, что более темнокожие дети сталкиваются с дискриминацией внутри своей собственной семьи», – говорит Серап Канай.
Предубеждения общества как такового – еще один фактор. У Канай после семи поколений предков, живших на Кипре, довольно светлая кожа. Но и сегодня она слышит, как дети смеются над ее волосами. Дочка Морин Чачолиадис, родившаяся на Кипре и свободно говорящая по-гречески, все еще может услышать в свой адрес обзывательства, связанные с цветом ее кожи. «Я живу здесь уже 17 лет, но не чувствую себя интегрированной в местное общество. Мне буквально только что дали возможность работать и платить налоги, но даже сейчас я не ощущаю себя своей», – жалуется Морин.
Тем не менее, история африканского сообщества на Кипре показывает, что они могут интегрироваться и ассимилироваться. Вероятно, то же самое произойдет и с нынешними беженцами.