23-летняя дизайнер Андреани Панайиди решила возродить традиционную кипрскую ткань, которая используется в том числе в национальном костюме. И раскрыла мрачную правду, связанную с ее производством.
Девушка выяснила, что изготовление одной из самой узнаваемых кипрских тканей несколько лет назад перенесли с Кипра в Пакистан. И качество материала совершенно не отвечает историческому.
Историю рассказывает Cyprus Mail.
О героине
Андреани Панайиди родилась в Никосии, выросла в Саудовской Аравии, а живет в Лондоне. Однако Кипр всегда был для нее на первом месте.
«Ты не осознаешь, как много значит для тебя этот остров, пока не уедешь отсюда. С подросткового возраста, когда моя семья переехала в Саудовскую Аравию, я тосковала по дому, по уникальной атмосфере острова, по образу жизни, которого нет больше нигде в мире. Так я начала изучать его уникальную историю, традиции и обычаи, которые сделали страну и ее народ такими, какие они есть сегодня», – говорит она.
Свои исследования она продолжала на протяжении всего обучения в университете и после окончания, когда устроилась на должность учителя. «Я проводила все свое свободное время в поисках способов привнести древнюю культуру Кипра в наше время», – говорит она.

Ткани
Одним из главных увлечений Андреани стали ткани ручной работы. В 2019 году она решила запустить линию аксессуаров, изготовленных из кипрской ткани под названием «аладжа». Это материал, который в прежние времени киприоты носили повсюду, от полевых работ до свадеб.
Чрезвычайно прочный и очаровывающий своим простым дизайном, который мог отличаться от региона к региону.
«В каждой деревне когда-то был по крайней мере один ткач, изготавливавший аладжу, – рассказывает Андреани. – В моей собственной крошечной деревне Криту Маротту таких было трое».
Ткань вышла из употребления в период британского господства, а в 1950-х годах возродилась, став признаком пассивного сопротивления колониальной администрации. Но к середине 1960-х годов эту ткань перестали носить ежедневно. «Тем не менее, она чрезвычайно характерна для Кипра и даже используется в женском национальном костюме, сайе, – говорит дизайнер. – Я подумала, что будет довольно просто пойти в магазин тканей и купить настоящую аладжу. Моей целью было использовать ее для создания современных предметов, которые вдохновили бы мое поколение приобщиться к своему уникальному наследию».
Шокирующее открытие
Но именно на этом этапе Андреани сделала шокирующее открытие. «Хотя почти в каждом магазине тканей меня уверяли, что у них есть аладжа, я видела, что продавцы мне врут», – рассказывает она.
За годы исследований Андреани собрала и просмотрела бесчисленное множество образцов подлинной аладжи. И тот материал, который ей показывали, был только жалким подобием того, что носили раньше.
Стремясь докопаться до правды, она постепенно обнаружила, что аладжу перестали производить на Кипре. А все ткани, которые продавали под видом традиционных, поступали на остров из Пакистана. Такая ткань приходила в негодность после первой стирки.
Ошеломленная этим открытием, Андреани отправилась в кипрские деревни, чтобы пообщаться с ткачихами. Она рассчитывала, что раз не может купить ткань в магазине, то может хотя бы заказать ее у мастера. И снова она была неправа. «Каждая ткачиха, с которой я разговаривала, говорила мне, что я должна просто сдаться. Изготовление аладжи стало слишком дорогим и отнимает много времени», – вспоминает дизайнер.
Уникальность ткани
Особенность аладжи в том, что у нее нет изнанки. Ее можно носить с обеих сторон. Поэтому на Кипре этим словом в переносном смысле также называют двуличного человека. В сочетании с длительным процессом формирования основы и утка это означает, что изготовление материала стало сегодня настоящим вызовом. Мастеру требуется целый день, чтобы сделать всего один метр.
«Ни одна ткачиха не хотела мне помочь. Но однажды по телевизору я увидела репортаж про мастерицу из Гурри Элли Филокипру. Я немедленно связалась с ней и спросила, не может ли она взять мой заказ. И она согласилась! Она знала, как сделать настоящую аладжу. И была так же взволнована, как и я, возвращением нашего наследия к жизни», – рассказывает Андреани.
После нескольких месяцев работы Андреани получила 50 метров ткани с красными полосками. Такой вид аладжи называют «ризари», от кипрского названия растения марена красильная, которое использовали для окрашивания.
«Оригинальный дизайн ткани мог отличаться от региона к региону. Сельская аладжа имела красные, белые и зеленые полосы на синем фоне. Свадебная аладжа была просто белой. Ризари – это простой дизайн в красных, белых и золотых тонах, принятый на полуострове Карпасия. В нем сразу узнается культовая кипрская ткань. А когда из нее делают сумки, блузки или юбки, она становится символом богатого наследия нашего острова», – рассказывает Андреани.
Дизайнер уже выпустила свою первую коллекцию: пока в ней только сумки. Одежда еще впереди, когда у нее будет больше ткани. «То, что я считала довольно простым процессом, превратилось в эпическое путешествие – путешествие познания, радости, глубокой связи со своими корнями. Поколение моей матери и бабушки, как правило, воспринимает традиционные ремесла как нечто само собой разумеющееся. Они выросли в их окружении. Мое поколение упустило эту часть нашей культуры. К тому времени, когда мы стали достаточно взрослыми, деревенские ремесла уже стали вымирать», – делится дизайнер своей миссией.
О том, как киприоты возрождают древние народные техники и каким старинным ремеслам можно и сейчас научиться на Кипре, читайте в нашей большой подборке.