Йоргос Константину – ученый-натуралист с темпераментом борца. На его счету – коллекция окаменелостей, открытие нового вида слона и многое другое. А целью своей жизни он поставил бороться с невежеством и примирить киприотов с природой.
«На Кипре нет такого, чего я не видел бы своими глазами», – говорит ученый. Друзья Йоргоса регулярно отправляют ему фото увиденных ими насекомых, животных или растений, а тот в течение пары минут отвечает, что или кто именно изображен на снимке.
«Что удивительно в Йоргосе Константину, так это не только его знания, но и его темперамент, его личность, его одержимая, вплоть до саморазрушения, натура и широкий размах его амбиций», – пишет Cyprus Mail.
О режиме
Его маленький дом в Гери – это место, где хранятся окаменелости («так много, что можно было бы создать музей естественной истории Кипра», как говорит сам исследователь) и рептилии в банках. Это также его академическое пространство, где он проводит много часов за делом всей своей жизни – всеобъемлющей онлайн-энциклопедией кипрского наследия и биоразнообразия.
У Йоргоса Константину очень напряженный график. По его словам, он работает по 15-20 часов, немного отдыхает ранним утром, зимой регулярно выезжает на природу. Такой режим стал бы настоящим испытанием на выносливость для любого человека. К тому же Йоргос не отличается крепким здоровьем. Сейчас ему 63 года, с 30 лет он живет с диагнозом диабет. Первый сердечный приступ у него случился, когда ему было чуть за 50. «В сентябре прошлого года у меня был еще один случай, который разрушил 70% моего сердца. Мне пришлось вставить кардиостимулятор», – говорит ученый.
Курить сигареты одну за одной и работать всю ночь напролет не лучшая идея для человека с больным сердцем. Но Константину не готов уйти на покой, он чувствует, что должен закончить то, что начал. Не боится ли он смерти при таком графике? «Нет, вовсе нет, – мгновенно отвечает он. – Я готов уйти. Я видел то, что видел, я очень счастлив. Кроме того, я всегда говорил себе: если я доживу до 60, то буду рад. Сейчас мне 63, так что это просто роскошь».
О страсти
Его семья (у них с женой Фани трое детей: два сына и дочь), возможно, хотела бы, чтобы он был менее фаталистичен. Но ученый производит впечатление человека, который не свернет со своего пути, если что-то решил. И он всегда был одержим природой. «Моя первая самостоятельная прогулка на природу состоялась, когда мне было два года. Мама нашла меня на мокрой клумбе, я держал дождевого червя и изучал его», – говорит Константину.
Он говорит, что любовь к природе у него в генах, имея в виду, что он родился с этим пристрастием. Никто другой в его семье не разделял интереса к флоре и фауне. «Они думали, что я спятил, – вспоминает он о своих родителях. – По дороге из школы я собирал ящериц, змей, лягушек. Я клал их в портфель, иногда они сбегали прямо посреди уроков».
Родители никогда не разделяли его увлечений, хотя его отец был родом из деревни и вырос в окружении природы. «Я мог взять в руки какое-нибудь безобидное существо, а родители начинали бояться и кричать, как это обычно происходит с людьми», – рассказывает натуралист.
О киприотах
Отношение киприотов к природе – постоянный рефрен в его разговорах о невежестве и общественных стереотипах, которые отрицают ценность биоразнообразия. «Кто-то видит таракана и начинает кричать. Что тебе сделает таракан? Это просто фобия, передающаяся по наследству от родителей», – говорит Йоргос.
Отношение к змеям – хороший пример укоренившихся предубеждений. «У нас на Кипре восемь или девять видов змей. Просто проведите небольшое исследование, чтобы узнать, какие из них опасны. Посмотрите несколько фотографий, чтобы вы могли их опознать. Это легко, но люди вместо этого впадают в панику и просто убивают все, что видят», – жалуется Йоргос.
То, что довольно большая часть кипрских жителей выросла в деревне, никак не помогает. «Мой родной дед, деревенский житель, имел иррациональный страх перед змеями. Когда он видел, как я держу в руках змею, он говорил: “Однажды ты убьешься, занимаясь подобными вещами”. Одним словом, невежество!» – качает головой Йоргос.
Незнание местными жителями природных ритмов становится постоянным источником его разочарования в людях. Змеи едят грызунов, поэтому змея и приползает в частный сад/ Но домовладелец впадает в панику и убивает змею, что означает, что затем ему приходится бороться с крысами. На Кипре это обычно делают с помощью яда, который попутно травит много других живых существ.
«Или взять белоголовых сипов, которые почти вымерли на Кипре. Сейчас на острове их осталось всего 15 особей. Фермеры наносят яд на туши животных, чтобы бороться с лисами. Сипы, которые тоже питаются падалью, хватают отравленную приманку и массово гибнут. Что это, если не идиотизм, невежество и недостаток образования?» – делится Йоргос своим возмущением.
А затем приводит еще один пример: «Недавно в Гери на дороге нашли хамелеона, самое безобидное животное, которое только есть у нас на Кипре. Все жители собрались вокруг с граблями и лопатами, чтобы убить его».
Он уверяет, что ему не нужны деньги и что ему никогда не нравилась городская жизнь. Поэтому в течение многих лет он почти каждый день проводил в путешествиях, фотографируя и собирая окаменелости. Он должен был это сделать, движимый своим стремлением знать все. «Например, я хотел увидеть всех бабочек Кипра. У нас есть 53 вида бабочек, я бы не успокоился, пока не нашел их все. Потом были орхидеи. У нас 41 вид орхидей, я хотел найти их все», – говорит ученый.

О семье
Его жена Фани, с которой они вместе с 1985 года, разделяет его страсть к природе, а вот дети нет. Родители постоянно брали их на свои выезды, и в итоге те просто возненавидели все биоразнообразие.
Зато десятилетний внук Йоргоса, Йоргос-младший, полностью согласен с увлечениями своего деда. Он с самого детства любил поиски жуков и окаменелостей, и дедушка с гордостью показывает фотографию мальчика, держащего Amusium cristatum – ископаемого моллюска возрастом два миллиона лет, которого они вдвоем недавно нашли во время поездки в Дали.
О призвании
Его основной проект сегодня – онлайн-энциклопедия biodiversitycyprus.blogspot.com, но он также присутствует в других социальных сетях, где делится образовательным контентом. Птицы, звери, грибы, насекомые, среди которых изопод Armadillo Konstantinoui, открытый ученым и названный в его честь. А также мельницы, пещеры, памятники, церкви, замки и венецианские мосты Кипра. «Вам придется потратить много часов, чтобы оценить то, что я сделал», – говорит ученый.
Именно причуды природы двигают жизнь на планете вперед. «Это забавная вещь в эволюции – все происходит от ошибок. В один прекрасный момент жираф с длинной шеей получает эволюционное преимущество, потому что другие жирафы не могут дотянуться до высоких ветвей во время засухи», – философски замечает Йоргос.
Хотя он сам всегда считался чудаком, его деятельность двигает вперед существование еще одного вида, который он обнаружил на острове, – Cyprius ignoramus (лат. киприот невежественный). «Я искренне верю, что изменил людей на Кипре к лучшему, – заявляет он, указывая на созданные им группы в социальных сетях и рассказывая о всех тех предубеждениях, которые он всю жизнь пытается развеять. – Люди начинают учиться. И как только вымрет это упрямое старое поколение, которое ничего не знает и просто убивает все подряд, жизнь изменится!»

Текст подготовлен по материалам издания Cyprus Mail.
Фото: cyprus-mail.com, видео: George Konstantinou — Cyprus Wildlife tours
Больше информации
О кипрском слоне, открытом ученым, можно почитать здесь.
«Вестник Кипра» также публиковал статьи Йоргоса о том, как появился Кипр: первая часть по ссылке, вторая здесь.
Перевод статьи Йоргоса Константину о хамелеонах мы публиковали здесь.