Верховный суд Республики Кипр ведет дело о компенсациях государственным служащим антикризисных вычетов из заработной платы. Если требования работников будут удовлетворены, то бюджет Кипра на 2020 год «похудеет» на несколько миллиардов евро.
Напомним, в 2012 году, чтобы сэкономить бюджетные деньги во время кризиса, был принят закон, по которому зарплаты и пенсии госслужащих были урезаны, а индексации надбавок — заморожены. В этом году административный суд вынес решение о том, что уменьшение выплат было незаконным, так как противоречит 23 статье Конституции, защищающей право на частную собственность. Решение, принятое в далеком 2012 году, поставило правительство перед очень неприятной перспективой сегодня – выплатить в качестве компенсаций госслужащим около 1,6 млрд евро. Так потенциальные расходы оценил министр финансов Харис Георгиадис. Чтобы избежать этого непосильного бремени для бюджета, государство подало в Верховный суд апелляцию на решение суда первой инстанции.
Ожидается, что юридическая битва государства с профсоюзами затянется надолго. Правительство уже заявило, что не будет выплачивать компенсации до тех пор, пока Верховный суд не вынесет окончательного решения по существу дела. Госслужащие, в свою очередь, утверждают, что задержка с исполнением судебного решения первой инстанции — противозаконна. Официальные представители государства говорят, что ядро заработной платы государственных служащих не было подвержено антикризисным мерам 2012 года, а уровень их жизни не изменился к худшему. Генеральный прокурор Костас Клиридис утверждает, что сокращение зарплат не было нарушением принципа частной собственности, так как в основном законе государства говорится о том, что заработная плата не может быть сокращена произвольно, без юридического обоснования. Статья 23, действительно, обеспечивает право работника на заработную плату, которое приравнивается к праву на частную собственность, но не устанавливает регламентаций в отношении размера и способа оплаты. Представители госслужащих отвергли аргументы оппонентов, заявив, что не может быть частичного лишения права собственности, а заработная плата и пенсии являются установленными на договорной и законодательной основе.
Выслушав стороны, суд отложил принятие окончательного решения на более поздний срок.