4 ноября в России отмечается День народного единства, совпадающий по дате с днем празднования Казанской иконы Божией Матери.
Исторически этот праздник привязан к изгнанию поляков из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени. 1 ноября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Тогда же гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. 2 ноября командование гарнизона подписало капитуляцию, выпустив из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день поляки сдались.
После этих событий и последующего воцарения Михаила Федоровича Романова князь Дмитрий Пожарский лично просил государя установить новое празднование в честь Казанской иконы (до этого, напомним, день обретения Казанской иконы праздновался один раз, 21 июля). Царь согласился, но почитание было не всероссийским, а местным – московским. Общегосударственное же празднование появляется гораздо позже. В 1648 году у царя Алексея Михайловича родился первенец. Произошло это, по свидетельству летописцев, во время всенощного бдения под праздник в честь Казанской иконы. В память о знаменательном совпадении царь Алексей Михайлович и постановил отмечать память Казанской иконы по всей стране.
Историческая канва этого события важна, потому что сам День народного единства преподносится как память о том, что «люди российские», объединившись и сплотившись, смогли отразить интервенцию чужого государства. Исторически, однако, мы видим, что такой строго милитаристский посыл был изначально чужд самому празднованию, установленному по всей стране именно в честь продолжения царского рода и явления особой милости Божией правящей династии.
Оставляя в стороне исторические выкладки, обратим внимание на слово «единство», которое, несомненно, является здесь ключевым для христианина. Христос накануне распятия заповедал своим ученикам быть едиными. На богослужении мы молимся «едиными устами и единым сердцем» о «соединении всех», о «единстве веры», об общении Святого Духа («нас же, от единых хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу во Единого Духа причастие» – слова из литургии Василия Великого).
Что это значит? С кем должно быть это самое единство? Объединяться можно вокруг какого-то хобби, вокруг харизматичной личности, можно объединяться против кого-то, объединяться в служении идее или идеологии, даже в пороке и грехе. Для смысла празднования 4 ноября, конечно же, важно объединение граждан вокруг государства. Но насколько соотносится эта естественная потребность государства (объединить своих граждан вокруг знаменательной даты, подвига и против врага) с тем единством, к которому призывает Церковь в своих молитвах?
Церковь призывает нас объединиться вокруг Христа, и это принципиальное ее отличие от того единства, к которому призывает государство, желающее, чтобы люди служили исключительно ему. Не углубляясь в вопрос о том, возможно ли построение христианской державы, скажем только, что единство вокруг Христа предполагает, что мы именно Христа и его Слово ставим на первое место. И это должно происходить не только по воскресеньям, когда мы приходим в храм, но постоянно, в нашей повседневности. Только так Христос и призывает нас жить. Не быть «христианами выходного дня», но действительно жить в Боге, соотнося каждый свой поступок с Евангелием.
Только в этом случае верующие могут образовать не фиктивное единство, когда одному человеку абсолютно безразличен другой, но при этом все эти обособленные единицы «сковываются одной цепью и связываются одной целью», а деятельное единство веры и дел, единство в свободе и любви. «К свободе призваны вы, братья, так не подвергайтесь опять игу рабства», — пишет апостол Павел.
Поэтому, отмечая День народного единства и вспоминая страницы российской истории, не будем забывать, что подлинное и глубокое единство возможно только в Боге.
Священник Георгий Видякин,
настоятель русского прихода в Лимассоле