Вопрос интеграции мигрантов и беженцев в кипрское общество стал особенно актуальным после лимассольских погромов 1 сентября. Теперь риск превращения мигрантского сообщества в гетто особенно высок.
Геттоизация – это замыкание мигрантского сообщества на себе самом и концентрация в отдельных районах. Одно из негативных последствий миграционного кризиса.
Противоположность гетто – включенность граждан третьих стран в кипрскую жизнь, изучение языка и обычаев страны, которая их приняла, освоение ее культуры. Издание Cyprus Mail рассказывает о положительном примере интеграции.
Мухаммед Сакиб Ислам вместе со своим братом Атиком с 2021 года управляет рестораном в центре Никосии.
Как они попали на Кипр
Братья выросли в Гуджранвале на северо-востоке Пакистана. Их отец, который умер в 2000 году, занимался транспортным бизнесом. А мама шила на заказ одежду, работая иногда по 16 часов, чтобы помочь своим детям окончить школу и университет.
В 2003 году они переехали в близлежащий Лахор – город с населением более 11 миллионов человек.
Атик был первым, кто приехал на Кипр в 2005 году. Сакиб последовал за ним пять лет спустя, оформив студенческую визу. На тот момент он уже несколько лет проработал в сфере общественного питания и организации мероприятий. На Кипре он поступил в колледж и получил степень MBA.
Помимо ресторана братья руководят небольшой строительной компанией. Когда дело доходит до работы руками, они готовы попробовать свои силы в чем угодно – сантехнике, покраске, укладке плитки. «Я никогда не думаю, что что-то трудно, потому что у меня есть одно простое убеждение. Практически все, что я вижу вокруг, сделано человеком – и я тоже человек. Значит, у меня получится», – говорит Сакиб.
Интеграция
И Сакиб, и Атик свободно говорят на кипрском диалекте с едва заметным акцентом. Сакиб довольно бегло читает по-гречески, знаком с историей острова, которую изучал в колледже.
Он говорит, что на остров можно приехать совершенно без денег в кармане и через несколько лет уже вести очень достойную жизнь, но только при одном условии – настоящем трудолюбии. «Если вы хороши в своем деле и последовательны, уважаете свою работу – вас тоже здесь уважают. Здесь много возможностей», – говорит он.
Отвечая на вопрос о расизме, предприниматель говорит, что за 14 лет никогда не сталкивался с его проявлениями. «Конечно, – признает он, – вы можете встретить грубых или агрессивных людей, но таких вы найдете повсюду. Если кто-то грубо разговаривает с тобой, это еще не значит, что он расист. Если за день кто-то встретил, скажем, девять киприотов, а десятый оказался с ним груб, этот человек идет и пишет в соцсетях, что столкнулся с расизмом. Но это не так. То же самое может произойти и в твоем родном городе. Но это будет восприниматься нормально, потому что там твой дом», – рассуждает он.
К этому мнению Сакиба о Кипре следует отнестись со всей серьезностью. В конце концов, он вряд ли привлечет клиентов в свой ресторан – а около 60% из них составляют киприоты, – ругая их родную страну.
Мнение о киприотах
На вопрос о том, что Сакиб больше всего любит на Кипре, он дает неожиданный ответ – пунктуальность. Ответ на вопрос, что нравится меньше всего, еще менее ожидаемый – разделение острова. Возможно, он просто говорит то, что было бы приятно услышать местным жителям. Однако не стоит забывать, что Сакиб считает Кипр своим домом и явно нацелен занять место среди представителей состоятельного среднего класса.
Оба брата женаты: Атик – на женщине из Румынии, у них трое детей; Сакиб – на женщине русского происхождения, которая почти всю свою жизнь прожила на Кипре.
Культурный фактор
Безусловно, между их прежней и новоприобретенной культурами есть нечто общее. Ассимиляция на Кипре может быть проще для пакистанца, чем, скажем, для норвежца. В Лахоре также в ходу два языка: национальный (урду) и местный диалект (пенджаби). В пакистансокй кухне, как и в кипрской, важную роль играет кебаб.
Однако история Сакиба все равно для острова довольно необычна. В отличие от стран типа США или Австралии, в буквальном смысле построенных мигрантами, на Кипре не так часто можно встретить человека, который приезжает сюда ни с чем, открывает бизнес и живет с комфортом, не рискуя быть депортированным или опуститься на дно общества.
«Кипр научил меня довольствоваться малым», – говорит Сакиб. В Лахоре или Лондоне (городе с крупной пакистанской общиной) темп жизни был бы более напряженным. А Сакибу начала нравиться кипрская размеренность, местные привычки и атмосфера достатка. «Когда я вижу субботним утром каких-нибудь пожилых богатых киприотов в красивой машине, которые едут выпить кофе, мне это нравится больше, чем большая страна! Жизнь в большом городе более конкурентна, и это может быть захватывающим, но конкуренция также влечет за собой возможность коллапса. На Кипре коллапса не бывает», – рассуждает предприниматель.
А потом признается: «Я ехал сегодня за рулем, смотрел по сторонам и думал, какая же это хорошая страна, как мне повезло. Я смотрел на здание музея напротив парламента, направо и налево, и думал, что всегда буду гордиться тем, что живу здесь».
Текст подготовлен по материалам Cyprus Mai.
Новости по теме
О погромах и их последствиях можно почитать здесь.
Министр труда Яннис Панайоту заявил, что экономика республики рухнула бы, если в ней не было мигрантов. Подробнее по ссылке.