Европейский надзорный орган по борьбе с отмыванием денег опубликовал доклад, в котором кипрскую программу предоставления гражданства за инвестиции связывают с высокими рисками отмывания денег и финансирования террористических организаций.
Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег, также известный как Moneyval, заявил, что инвестиционная программа Кипра уязвима, несмотря на меры, уже принятые правительством. Общий размер инвестиций в рамках программы в период с 2013 по 2018 года составил 6,64 млрд евро — существенная сумма для экономики острова.
Доклад называет пять позитивных пунктов, которые на Кипре реализуются в полной мере, и девять негативных, с которыми правительству еще предстоит работать.
Достижения:
— Кипр понимает существующие риски отмывания денег и финансирования терроризма и принимает меры, чтобы смягчить их.
— На острове существует высокий уровень внутреннего сотрудничества и координации между компетентными органами по разным вопросам.
— Деятельность банковского сектора по снижению рисков стала более эффективной. Это во многом объясняется надзорной практикой Центрального Банка Кипра.
— Отдел по борьбе с финансовыми преступлениями активно участвует в работе правоохранительных органов, предоставляя им актуальную аналитику.
— Кипр разработал механизмы, благодаря которым он отказывает конструктивную и своевременную помощь другим странам как на формальной, так и неформальной основе.
Эксперты также отметили девять основных недостатков, которые препятствуют эффективной борьбе с отмыванием денег:
— Компетентные органы пока недостаточно занимаются выявлением средств, полученных преступным путем за пределами Кипра, хотя именно это представляет самую серьезную угрозу для кипрской финансовой системы.
— Органы не проявляют необходимой активности в конфискации иностранных преступных доходов по своей собственной инициативе, хотя помогают другим странам.
— Кипр не проводит формальной оценки рисков, которые создают юридические лица.
— Информация о владельцах юридических лиц, зарегистрированных на Кипре, остается практически недоступной.
— Внедрение системы надзора за поставщиками корпоративных услуг идет слишком медленно.
— Сектор недвижимости — основной источник риска с тех пор, как покупка дома или квартиры стала главным инструментом получения гражданства.
— Риски, связанные с кипрской инвестиционной программой, не были всесторонне оценены.
— Учитывая статус Кипра как международного финансового центра и ответственность, которая лежит на органах власти, некоторые поставщики услуг не всегда могут идентифицировать физических или юридических лиц, которые скрываются за сложными корпоративными структурами.
— Подход, ориентированный на выявление рисков, не применяется к некоммерческому сектору.