Депутаты Европарламента от Кипра меньше коллег занимаются лоббированием интересов третьих сторон. Всего 16,7% их встреч было посвящено переговорам о лоббировании. Данные приводит агентство EU Integrity Watch в рамках механизма по поддержанию прозрачности работы Европарламента.
Продвижение интересов по правилам
Под лоббированием понимается любая попытка оказать влияние на законодательную или исполнительную власть, независимо от того, какие цели преследуются. Вовсе не обязательно, что парламентарии лоббируют чьи-то финансовые интересы. Довольно часто с ними ведут переговоры НКО по гуманитарным темам. В ЕС есть правила, регулирующие лоббирование в институтах сообщества. При этом основное внимание уделяется так называемому реестру прозрачности – публичной базе данных, содержащей информацию о лицах, активно участвующих в деятельности, направленной на то, чтобы влиять на политику ЕС. Реестр прозрачности ЕС не позволяет незарегистрированным лоббистам встречаться с высокопоставленными должностными лицами Еврокомиссии или иметь доступ в Европейский парламент.
Как обеспечивается прозрачность работы депутатов Европарламента
Главы генеральных директоратов Еврокомиссии обязаны фиксировать свои встречи с лоббистами. Председатели комитетов в Европейском парламенте должны публиковать в интернете информацию о таких запланированных встречах. Депутаты Европарламента формально не обязаны регистрировать свои встречи с лицами, продвигающими свои или сторонние интересы, хотя делать это очень желательно. После недавнего коррупционного скандала в Европарламенте (т.наз. Qatargate) депутатов могут также обязать вести реестр своих встреч с третьими лицами.
У кого задекларировано больше всего лоббистских встреч?
Странами, чьи депутаты Европарламента меньше других сообщают о своих встречах с лицами, продвигающими свои или чужие интересы, оказались Кипр (16,7%) и Греция (19%). За ними следует Польша с 32,7%. В большинстве государств показатель превышает 60%. Для депутатов некоторых государств, таких как Мальта и Люксембург, доля встреч, посвященных лоббированию интересов, и вовсе составляет 100%.
Единственный кипрский депутат, который сообщил о трех своих встречах на тему лоббирования чужих интересов, стал Лукас Фурлас. Он встречался с послом Армении и представителями НКО Rights Defender of Armenia. Представитель страны заявил, что у кипрских евродепутатов нет времени на контакты, посвященные лоббированию, особенно учитывая длительность перелетов между Кипром, Брюсселем и Страсбургом.
Депутат Элени Ставру заявила: за то короткое время, что она находится в должности члена Европарламента, ей не довелось вступать в контакты с третьими сторонами на тему лоббирования их интересов. Со своей стороны, депутат Костас Мавридис отметил: «Низкий процент заявленных контактов депутатов Европарламента с группами особых интересов (лобби) не обязательно указывает на то, что имеет место сокрытие информации или что-то предосудительное».