Комментарии и реакция на санкции Великобритании и США вредят экономике Кипра больше, чем сами санкции. Об этом заявил 22 мая председатель Кипрской коллегии адвокатов (Cyprus Bar Association — CBA) Христос Клиридис.
«Когда я сказал, что мы не должны реагировать слишком остро и наша реакция была чрезмерной, меня обвинили в том, что я преуменьшаю значение этого вопроса. Но это не так. Я считаю, что в бесконечных заявлениях высокопоставленных чиновников нет никакой необходимости», – сказал Клиридис.
Реакция несоразмерна ситуации
Клиридис отметил, что на Кипре есть механизмы для решения проблемы и обсуждать этот вопрос постоянно нецелесообразно. «Ни в одной другой стране политические лидеры не выступают с таким количеством комментариев по теме санкций», – заявил эксперт.
В преддверии нового раунда санкций США и Великобритании активно ходили слухи о том, что в списке окажется больше киприотов и предприятий острова. Президент Никос Христодулидис в пятницу заявил о том, что он «никого не будет покрывать».
Комментируя это высказывание президента, Клиридис спросил: «Ну, кто сказал, что мы хотим кого-то покрывать?»
Клиридис также пояснил, что у ассоциации были контакты с посольствами США и Великобритании. И ни одно из них даже не намекало на то, что у них есть серьезные претензии к Кипру.
Он также добавил, что санкции относятся к людям, которые вкладывали свои активы в основном в Великобритании, а «Кипр занял очень маленькую долю». Кроме того, компании, попадающие под санкции, не оказывают существенного влияния на экономику Кипра.
Клиридис предположил, что подобная чрезмерная реакция имела место из-за репутации, которую Кипр приобрел на международном уровне за последнее десятилетие. Наряду с «золотыми паспортами» он сослался на банковско-финансовый кризис 2013 года, но эта репутация не связана с санкциями.
По его мнению, Кипр сам может навести порядок в этих вопросах. «Механизмы на Кипре есть. Действует верховенство закона.».
В защиту клиентов банков
Одной из причин паники может быть то, что банки на Кипре начали замораживать счета клиентов, связанных с организациями, находящимися под санкциями. К ним также относятся клиенты, которые использовали фирмы, находящиеся под санкциями, для лицензированных административных услуг, включая доверительное управление, руководство или услуги номинальных акционеров.
В результате это вызвало ажиотаж по прекращению связей с организациями, находящимися под санкциями. А регистратор не может ничего сделать, поскольку ждет решения правительства.
Постоянный секретарь министерства финансов Йоргос Пантели пояснил, что многие компании пострадали от санкций США и Великобритании косвенно. «Компании, у которых есть директора или секретари, на которых распространяются санкции, также затронуты».
Официальный представитель Коллегии адвокатов Джорджия Константину-Панайоту, которая является сертифицированным специалистом по санкциям в отношении России (CRMS-RS), заявила, что это не вопрос политического решения. «Это не может быть политическим решением, когда речь идет о законопослушных клиентах. У них нет абсолютно никаких семейных связей, деловых отношений или собственности/контроля, связанных с санкционными организациями или олигархами. Таким клиентам, решившим выйти из-под санкционных фирм, следует разрешить сделать это, и их счета не должны быть заморожены до тех пор, пока не будет принято политическое решение», – говорит Джорджия.
Обновление в санкционном списке
Недавнее обновление санкционного списка США включило 10 коренных киприотов и 13 киприотов иностранного происхождения. В перечень компаний под санкциями США и Великобритании входят Robarin Ltd, Aquila Capital Group и Huriya Private Cyprus Ltd, с офисами в Никосии и Лимассоле. Также в списке Huriya Private FZE LLE, штаб-квартира которой находится в Дубае, но сама компания связана с Кипром.
В заявлении министерства финансов, подготовленном в сотрудничестве с G7 и другими международными партнерами, говорится, что Huriya Private Cyprus находится под санкциями за то, что она принадлежит или контролируется Джоном Десмондом Ханафином, гражданином Ирландии, который подозревается в незаконных операциях.
Еще одна компания из списка – инвестиционно-банковская компания Aquila Capital Group. Сотрудница этой компании работала с Джоном Ханафином над запуском операций в ОАЭ и открытием счетов в банках страны.