Плетеные стулья — одна из визитных карточек Кипра. Их можно часто увидеть в деревенских, да и в городских, тавернах. Однако профессия мастера, который переплетает стулья, в скором времени может совсем умереть вместе с ее последними носителями. Беседа с одним из таких людей — в этом материале.
В центральной Никосии, где раньше это дело процветало, остался всего один человек, который до сих пор занимается переплетением стульев — делом, что он освоил в юности. Мастерская 69-летнего мастера Костакиса Катчариса находится на улице Лиасиду. Время здесь как будто остановилось.
Усталость от любимого дела
«Я занимаюсь этим с 13 лет. Сейчас мне 69. То есть уже 56 лет я переплетаю стулья», — рассказывает Костакис. В детстве Костакис мечтал освоить профессию электрика, но у его матери были другие планы. «Когда я был в пятом классе, мама отправила меня учиться переплетать стулья и велела не возвращаться. Два года я учился делу и, окончив школу, начал заниматься только стульями. Честно говоря, мне не очень-то и нравилось. Я хотел стать электриком. Но теперь, после стольких лет, я люблю свою работу», — рассказывает Костакис.
Он начинал свою трудовую жизнь в деревне Псевдас, где был помощником у местного мастера. Затем он уехал в Эрму набираться мудрости у другого профессионала своего дела. Узнав все секреты этого искусства, он открыл собственную мастерскую в Ларнаке, у храма св. Лазаря. Там он проработал 15 лет. Потом был короткий период, когда ему надо было вернуться в родное селение Псевдас. Последние 15 лет Костакис Катчарис трудится в Никосии.
Это занятие стало для Костакиса образом жизни. На его лице видна усталость, но он не бросает любимое дело и не уходит на заслуженный отдых. «Честно говоря, я устал. У меня пятеро детей, один из них все еще не женат. Но пока есть силы, я буду работать здесь», — говорит он.
40 мастерских и работа в шесть рук
Старая Никосия раньше славилась своими плетеными стульями, здесь было около 40 мастерских. Сейчас Костакис Катчарис остался один. «С того момента, как на Кипр стали поступать дешевые китайские товары, работы у меня стало меньше. Хотя еще есть заказчики, которые приносят мне на ремонт стулья возрастом 40 или 50 лет. Бывает, что и молодежь заказывает переплетенные стулья», — рассказывает мастер.
Во время своего расцвета искусство переплетения стульев требовало участия 3-4 человек. Один нарезал тростник, второй переплетал стул, третий смазывал все клеем. Это было совместное производство по типу конвейера. Сейчас все это в прошлом. «До того, как стали ввозить товары из-за границы, у нас было много работы. Сейчас кто-то забросил свое дело, кто-то состарился, а молодым это не нужно», — жалуется Костакис. Его собственные сыновья не планируют продолжать дело отца. «Один мой сын с пяти лет учился этому мастерству, но в итоге все бросил», — рассказывает мастер. Он всерьез переживает из-за того, что некоторые традиционные профессии умирают. «Это грустно. Я предпочитаю прежние времена…», — с грустью заключает Костакис Катчарис.
Все фото: reporter.com.cy