Его называют граффити, спрей—артом или просто уличным искусством. Настенные надписи известны с глубокой древности — от наскальных рисунков до видеопроектов на стенах современных зданий. Сам по себе стрит—арт не терпит никаких стандартов и ломает стереотипы.
В России расцвет уличного искусства был отмечен еще в 1918 году, когда футуристы раскрашивали друг другу лица, устраивали супрематические и авангардые спектакли и даже создали свой манифест, подписанный, в том числе Владимиром Маяковским. В нем, в частности, говорилось:
Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма — революционного искусства молодости — объявляем:
1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.
2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.
3. Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.
4. Пусть улицы будут праздником искусства для всех.
Современные уличные художники используют аэрозольные спреи, специальные фломастеры, стикеры, трафареты, побелку, даже нитки для вязания. Один художник рисует на раковинах живых улиток, другой — делает спонтанные скульптуры из швабр и щеток между домов. Некоторые творят с помощью деталей конструктора Lego. А художник Blu делает из уличных граффити шикарные мультфильмы.
Уличные художники также работают в студиях и делают выставки, многие занимаются иллюстрацией книг или рекламой. Просто вместо обычных полотен они предпочитают свободу уличных пространств. Для них весь мир — один большой холст.
На сегодняшний день, пожалуй, самый известный уличный художник — это Бэнкси. Человек—загадка, человек—легенда. Никто не знает, как он выглядит. Кто он? Мужчина? Женщина? Никому не известен и его возраст. А может, под псевдонимом Бэнкси скрывается целая команда художников?
Этот человек с самого начала поражал своими выходками. В мае 2005 года сотрудники Британского музея обнаружили на стене его работу. Изображение пещерного человека, который толкает тележку из супермаркета. Как ни странно, но творение решили оставить. А за огромную граффити—картину на мосту, из—за которой его пришлось закрывать на реконструкцию, Бэнкси выставили немалый штраф.
2006—2007 годы стали для Бэнкси прорывом в мир искусства. В 2006 году голливудские знаменитости приобрели его работы, заплатив за них кругленькие суммы. Так, например, Анжелина Джоли потратила на его творчество 400 тыс. долл. Другими знаменитыми поклонниками Бэнкси стали Джуд Лоу, Бред Питт и Киану Ривз. Общаться со своими покупателями художник предпочитает через своего агента.
Бэнкси — не просто художник, он еще политический активист и режиссер. Его документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» был номинирован Американской Киноакадемией на премию «Оскар — 2011» в категории «Лучший полнометражный документальный фильм». Многие ожидали, что Бэнкси, наконец, появится на красной дорожке и покажет свое лицо. Но он так и не рассекретил себя.
Кстати, его работы были представлены и на Кипре. Это была групповая выставка уличных художников в Paparazzi Art Studio. В день открытия туда прилетели из Англии несколько крепких мужчин в черных котелках и в белых перчатках. На протяжении всей выставки они охраняли картины Бэнкси.
А вот в Нью—Йорке провокатор и арт—террорист Бэнкси недавно устроил скандальную акцию. По улицам разъезжал грузовик, который вез на бойню 60 плюшевых коров, поросят, кур и ягнят. Их игрушечные мордочки можно было видеть сквозь щели грузовика, при этом они еще издавали жалобные звуки и стоны. Выводы делайте сами.
Бэнкси — уже признанная фигура в мире искусства. Он был удостоен престижной премии Greatest Britons Award («Величайшие Великобританцы») в номинации «Искусство». Но своего лица Бэнкси так и не открыл. С одной стороны, анонимность стала его козырной картой, с другой — творчество Бэнкси, хоть и является искусством, но все же нелегальным.
Поэтому прежде чем вооружиться спреями и пойти украшать стены Лимассола ко Дню всех влюбленных, наши юные художники убедились в том, что на них творить можно безнаказанно. Анна, Петр, Марианна, Даниил, Валерия, Алина, София и Сидни устроили арт—проект под названием «Ангелы святого Валентина». Вот что из этого получилось.
Ирина Сигитова