Виктор Гут – остеопат с 27-летним стажем. Поcле защиты врачебного диплома специализировался по неврологии (взрослые и дети), психиатрии (кандидат медицинских наук) и остеопатии. По остеопатии защитил два докторских диплома – в Канаде (Монреаль) и России (Санкт-Петербург). Работал в Израиле, а также в России и Канаде. В настоящее время практикует на Кипре: в Лимассоле и Ларнаке.
– Виктор, расскажите, пожалуйста, о некоторых случаях из своей практики, когда причину заболевания может выявить и устранить только остеопат.
– Ко мне обратился мужчина с болями в плече при движении. При тестировании была выявлена четкая связь болей с перенесенной несколько лет назад операцией на указательном пальце этой же руки. Коррекция данной дисфункции привела к устранению болей в плече и лопатке.
– Это типичная связь?
– Нет, не обязательно. Но если она возникает, то остеопат может ее выявить и продемонстрировать самому пациенту.
– Это похоже на какую-то мышечную цепь?
– Да, это и есть мышечная цепь. Такие цепи (кинематические или позиционные) возникают, если патологический очаг и зона компенсации формируются в разных участках тела, выполняющих одну функцию (например, сгибание-разгибание).
Пример. Ко мне обратилась женщина с синдромом «теннисного локтя» (боль в локте после длительной работы с компьютером). У нее была обнаружена четкая патологическая связь проблемы локтя с передней грудной стенкой. При тестировании в анатомическую цепь это не укладывалось. Однако расстройство обнаружило связь с дисфункцией меридианов легких и желудка. Коррекция этих меридианов устранила боль в грудной стенке и локте. Помимо этого, пациентка отметила нормализацию сна и более ровное настроение.
– Мышечные цепи совпадают с китайскими каналами?
– Иногда совпадают, а иногда нет. Длина цепи может быть от нескольких сантиметров до полутора метров. Если выявлено совпадение с китайскими каналами, то в остеопатии используются принципы лечения китайской медицины. Это меридианы, сигнальные, ассоциативные точки и др.
– Получается, мышечные цепи, как и китайские каналы, могут уходить внутрь тела?
– Да, могут по связкам внутренних органов или спайкам. Бывает, что структурная проблема (будь то язва, опухоль или микробное воспаление) устранена, но остаются спайки, рубцы, фиброзные изменения в органе или его связках. Именно они могут являться источником болей или нарушения функции органов. Например, человек может страдать от изжоги, запоров, частых мочеиспусканий. Тогда указанные жалобы можно устранить остеопатически.
– Может ли остеопатия оказывать положительное влияние на эмоции?
– Да, если эти эмоции проявляются также в неприятных телесных ощущениях, мешающих пациенту. Неврологически такая связь реализуется по классическим неврологическим путям от тела к головному мозгу. Практически в остеопатии эффективно используются так называемые «быстрые техники» (например, с использованием инструментов NLP – нейролингвистического программирования). С их помощью устанавливается связь между определенным способом восприятия или переживания и телом. Речь не идет о лечении тяжелых неврозов, где требуется длительная психологическая и психиатрическая помощь. Но ряд тревожных или фобических состояний, сопровождающихся соматическими расстройствами, удается уменьшить или устранить.
– Говорят, что на наше тело влияют не только эмоции, но и то, что мы едим. Можно ли остеопатически выявить связь мышечной системы с питанием?
– Да, если питание неадекватное. Я имею в виду непереносимость пищи, так называемую «сенситизацию», которую часто путают с аллергией. Мало кто знает, что некоторые продукты могут вызывать неадекватный мышечный тонус в отдельных частях тела. При этом пациент может ощущать мышечную боль. Полезно знать, что не все боли «от позвоночника». Поэтому по протоколу проводится оценка связи тонуса мышц с пищевыми или токсическими факторами. Исключение некоторых продуктов приводит к устранению болей. Порой приходится разъяснять «необычность» такого метода лечения из-за недостатка информации. Объективно нейрофизиология мышечной ткани стремительно развилась в последние 20 лет, и то, что казалось нереальным до этого, сегодня возможно.