Вот уже 40 дней турецкое буровое судно находится в границах исключительной экономической зоны Кипра, расположившись в 36,6 морских милях к западу от Акамаса. Издание Kathimerini проанализировала сложившуюся ситуацию и пути выхода из нее.
Судя по всему, Никосия не владеет информацией о том, начали ли турки буровые работы. Как бы то ни было, само присутствие судна в границах ИЭЗ Кипра представляет собой очень неудобный для Республики, Евросоюза и нефтегазовых компаний факт. В предыдущие годы Турция продемонстрировала удивительную маневренность и умение приспособиться ко всем мерам, которые против нее принимали кипрские власти.
Относительно того, начались ли работы по бурению, некоторые дипломатические источники утверждают, что начались, другие же отрицают это. Органы, уполномоченные следить за ситуацией, склоняются к первому варианту – бурение запущено. Такая разница в оценках ситуации говорит, что Кипр не смог закрыть вход Турции в ИЭЗ и замер в ожидании ее дальнейших шагов.
Не исключено, что Турция намерена бурить шельф к западу от Пафоса, ведь именно там вел разведку Barbaros в 2014 и 2018 годах. Если эти планы подтвердятся, то ее буровое судно переместится в юго-западную часть исключительной экономической зоны.
Напомним, Турция регулярно ссылается на то, что право на энергоресурсы принадлежит в равной мере и турко-кипрскому населению острова, интересы которого она защищает. Однако в этой стандартной аргументации есть серьезный недостаток – если Турция начнет добывать газ на шельфе Кипра и сама будет получать от этого доход, как это будет способствовать соблюдению прав турок-киприотов? Не говоря уже о том, что территория к западу от Пафоса, куда плавал Barbaros, никак не относится к «Турецкой Республике Северного Кипра».
Кроме того, на стороне Кипра есть и другие аргументы. С точки зрения международного права, границы территории ИЭЗ не могут и не должны быть пересмотрены просто по той причине, что соседнее государство предъявляет свои претензии на зону, не имея законно мотивированного права на нее. Никосия рассчитывает, что на международном уровне сможет защитить свой газ с помощью аргументов такого рода. Выбора у нее, к сожалению, не осталось. Раньше силу имели предупреждения о штрафах для компаний, которые решат сотрудничать с Турцией, поэтому нефтегазовые холдинги отказывались принимать участие.
Фото: kathimerini.com.cy