Ситуация беженцев, оказавшихся запертыми в буферной зоне в течение нескольких последних месяцев, стала особым случаем и в истории Кипра, и в истории европейского миграционного кризиса.
Уникальным этот случай делает и само наличие буферной зоны в государстве ЕС и срок нахождения беженцев там. Некоторые из них живут на территории между двумя частями страны с середины мая. О ситуации рассказывает Cyprus Mail.
Число беженцев в буферной зоне выросло
За прошедшее с мая время многое изменилось. Число оказавшихся в буферной зоне беженцев увеличилось с 37 до 60: 44 человека живут в районе селения Акаки, 16 человек – в буферной зоне на территории Никосии. Среди них граждане Афганистана, Ирана, Нигерии и Сомали.
Палатки затоплены водой. Людям досаждают насекомые
Жара спала, но теперь из-за дождей палатки нередко бывают затоплены водой. Змеи стали менее активны, зато теперь свирепствуют комары и мухи.
Продовольствие беженцам доставляет правительство Кипра вместо УВКБ ООН.
Поток беженцев на Кипр сокращается
Поток беженцев на Кипр в последние месяцы сократился до минимума. В марте было зарегистрировано 1177 прибывших, в апреле – 1123, в мае – 219, а в июне – 155. Миграционная политика правительства стала жестче. Это изменение получило официальное одобрение на уровне Евросоюза. Урсула фон дер Ляйен, выступая в Пафосе в начале октября, поздравила Кипр с успехом в деле репатриации мигрантов на родину.
Контраст с ситуацией 2015 года, когда Германия принимала миллионы беженцев, виден невооружённым глазом. Это еще одна причина, по которой людей в буферной зоне можно рассматривать как особый случай: они оказались на передовой событий в момент смены парадигмы.
Полиция загнала людей обратно в буферную зону
Они прибыли с совершенно другими ожиданиями. «Нам говорили, что полиция встретит нас, потому что мы просители убежища, и отвезет в лагерь «Пурнара». Но по факту события стали разворачиваться иначе. Появились обстоятельства, которых мы не ожидали», – говорит гражданин Афганистана Мухаммад (имена изменены).
По словам Мухаммада, он, его сестра и свояченица пересекли Зеленую линию, то есть попали на территорию, контролируемую правительством, заявили о том, что ищут убежища и просили местных жителей вызвать такси до «Пурнары». В этот момент на место прибыла полиция, которая загнала их обратно в буферную зону.
Киприоты поддерживают ужесточение миграционной политики
Тем не менее, новая, более жесткая, миграционная политика Кипра, похоже, пользуется популярностью у населения. Большинство киприотов, даже если они согласны с тем, что в бедственном положении конкретных людей есть несправедливость, в целом не проявляют сочувствия к просителям убежища. Две самых популярных реакции: «Они не должны были приезжать сюда нелегально» и «Пусть отправляются обратно в Турцию/на оккупированные территории».
Вынужденное и крайне болезненное решение
«Я перепробовал все возможности, чтобы покинуть страну законным путем», – говорит другой гражданин Афганистана, по имени Эссан. Он и его семья сотрудничали с американцами во время присутствия в стране армии США. После возвращения талибов приезжий понял: он должен уехать. Он категорически отрицает, что стал экономическим мигрантом, утверждая, что в Афганистане он вел вполне благополучную жизнь. Эссан бежал, опасаясь репрессий против тех, кто сотрудничал с американской администрацией в Афганистане.
Посольства проигнорировали запрос
Мужчина подал заявление на факультет бизнес-администрирования в одном из британских вузов, ему удалось успешно пройти интервью и получить место в одной из крупных компаний в Дубае. Он также подавал документы в государственные университеты Германии и получил положительный ответ в марте 2022 года. Однако обстоятельства складывались против него: заявление на британскую студенческую визу было отклонено, правительство ОАЭ прекратило выдавать визы гражданам Афганистана, а посольство Германии вообще не ответило на его электронное письмо.
«Я не хотел оказаться где бы то ни было нелегально, – рассказывает он. – В том, как мы приехали сюда, нет ничего хорошего. Мы получаем бесплатную еду, бесплатное жилье и все остальное. Я в положении иждивенца чувствую себя чрезвычайно неловко. Всю свою жизнь мы работали, зарабатывали свой хлеб честным трудом», – говорит он. Эссан заверяет: даже сейчас не хочет никакой компенсации, пособий или бесплатного жилья. «Я заработаю все сам. Мне просто надо где-то мирно обосноваться», – заверяет он.
В «ТРСК» механизмов предоставления убежища нет
Отправить этих беженцев на оккупированные территории не так просто. В квази-государстве на севере Кипра нет механизмов предоставления убежища.
Напротив, если беженцев насильно выселить в «ТРСК», то с точки зрения турко-кипрских «властей», они будут виновны в незаконном пересечении «границы». Это означает, что они будут привлечены к уголовной ответственности и, почти наверняка, депортированы обратно в свою страну без оценки их потребностей в международной защите.
В Турции – небезопасно
В Турции, в отличие от квази-государства, существует система предоставления убежища. Однако это небезопасно и не надежно. Нет никаких гарантий, что Турция примет эту группу лиц обратно.
На макроуровне большинство из этих просителей убежища спасаются от войн, спровоцированных западным вмешательством, или от войн, в которых используется западное оружие, или от того и другого вместе. На микроуровне эти 60 человек испытывают физический и психологический стресс. «У всех нас есть проблемы с психикой», – говорит Мухаммад. Его свояченица, молодая женщина, которая училась на медсестру, идет в палатку и достает лекарства, которые ей прописал психолог: диазепам от тревожности и антидепрессант эсциталопрам.
С точки зрения статистики это группа людей, оказавшихся запертыми в буферной зоне, мизерный процент тех, которому не повезло подать заявку на статус беженца. Тем не менее, за каждым из них стоит своя человеческая история.
Текст подготовлен по материалам издания Cyprus Mail
Читайте также:
Европейский суд по правам человека постановил, что Республика Кипр должна выплатить компенсацию морального ущерба в размере 22 000 евро двум гражданам Сирии, которые были против своей воли отправлены в Ливан. Подробнее – в нашем материале «ЕСПЧ назначил беженцам компенсацию».
Только за одну неделю сентября 2024 года 168 человек, которые проживали на Кипре незаконно, были депортированы. Подробнее – в нашем материале «7000 нелегалов депортированы с Кипра в 2024 году».