Начало второго этапа ГЕСИ, намеченное на 1 июня, снова может сорваться. Частные больницы возмущены сниженными тарифами, которые им сейчас предлагает государство за оказание стационарной помощи в рамках системы.
Представитель Кипрской ассоциации частных больниц (PASIN) доктор Саввас Кадис заявил, что ассоциация «крайне разочарована» этим односторонним решением, которое она считает «неприемлемым» и «небрежным», указывая на «абсолютное единодушие» среди своих членов.
«Крайне разочаровывает тот факт, что после нескольких месяцев переговоров, в ходе которых мы пошли на многие уступки, чтобы согласовать меморандум, Организация медицинского страхования объявила, что она в одностороннем порядке отзывает свое предложение», — сказал Кадис.
Генеральный директор Организации медицинского страхования (ОМС) Андреас Папаконстантину сказал, что у него не было другого выбора, кроме как попытаться сократить расходы, потому что доходы значительно сократились в результате пандемии. Напомним, правительство приостановило увеличение взносов в ГЕСИ в апреле и мае. «Доходы от частного сектора, который является нашим крупнейшим вкладчиком, сократились на 60% в эти месяцы, и, хотя у нас есть резервы, мы должны сокращать свои расходы», — сказал Папаконстантину. Разрыв между прогнозируемыми и фактическими доходами, как ожидается, не исчезнет до конца следующего года. «Мы пытаемся оставаться эффективными в эти сложные времена, — заявил Папаконстантину. — Мы уже говорили с частными врачами о десятипроцентном снижении их ставок, что в нынешних условиях вполне разумно. Все заинтересованы в том, чтобы система здравоохранения была жизнеспособной».
Врачи общей практики получают 100 евро за каждого зарегистрированного в своем каталоге пациента, которых не может быть больше 2 500. Это значит, что годовой доход некоторых врачей может составлять 250 000 евро. Десятипроцентное сокращение может не иметь для них большого значения, но для частных больниц и клиник, которые имеют высокие накладные расходы и общую сумму зарплат, такое сокращение может стать существенным. Впрочем, Папаконстантину не упомянул, что частные врачи также выразили недовольство сокращением своих доходов в открытом письме Министру здравоохранения.
«Частные больницы не столь прибыльны, — говорит доктор Маринос Сотириу из American Medical Center. — У нас тоже есть дополнительные расходы из-за коронавируса, требуется специальное оборудование при проведении операций. Кто будет покрывать нам дополнительные траты?».
Без участия частных больниц вторая фаза ГЕСИ рискует не состояться, считает Сотириу. По его словам, Государственная организация служб здравоохранения (OKYPY), управляющая государственными больницами, потерпела сокрушительное поражение во время кризиса, и именно поэтому сейчас идут разговоры о том, что Министерство здравоохранения возьмет управление государственными медучреждениями на себя. «Все государственные больницы были закрыты, а все срочные случаи перенаправлялись в частные», — напомнил Сотириу.
Министр здравоохранения Константинос Иоанну предупредил, что после начала второго этапа ГЕСИ в больницах возникнет длинный список ожидания. Спрос в больницах будет огромным, а помочь всем не получится из-за указа, по которому больницы могут использовать только 60% своих мощностей, оставив места на случай новой вспышки коронавируса. «Все захотят пойти на операцию в частные больницы, потому что люди не доверяют государственным», — говорит Сотириу.
Но в случае, если Организация медицинского страхования и PASIN не смогут договориться, то все жители острова, ожидающие второго этапа ГЕСИ, чтобы обратиться за операцией в частную больницу, могут остаться ни с чем.
Сейчас ОМС активно работает, чтобы подготовить предложение для частных клиник. «У нас была такая же ситуация с педиатрами, когда мы вводили первую фазу ГЕСИ. В конце концов 90% подписали с нами контракт», — говорит министр.
На разработку нового соглашения может уйти больше трех недель, оставшихся до запланированного начала второго этапа, при условии, что владельцы частных клиник вообще будут готовы приступить к обсуждению своего участия. Например, для завершения работы над первым меморандумом потребовалось три месяца.
В нынешних условиях перенос второго этапа, возможно, был бы лучшим решением. Альтернативный вариант — начать вторую фазу без участия частных больниц.