Коррупция на Кипре стала темой обращения к нации президента Никоса Анастасиадиса 28 января. Глава государства ответил на претензии оппозиции к правительству и лично к нему и призвал все партии сотрудничать в борьбе с коррупцией, которую начинают власти. Конкретные меры о том, как правительство намерено искоренить коррупцию, будут объявлены в ближайшее время.
Анастасиадис признал, что вопрос коррупции мучает Республику Кипр с момента ее основания. В то же самое время некоторые люди хотят создать впечатление, будто глава государства сам вовлечен в коррупционные схемы, а это не соответствует действительности. При этом президент признал, что правительство несет ответственность за сложившуюся ситуацию. «Мы не игнорировали проблему, более того, правительство за восемь лет шесть раз вносило изменения в программу борьбы с коррупцией», — заявил президент. Он напомнил, что правительство оперативно свернуло инвестиционную программу, как только стало известно о коррупции, а также создало независимую комиссию по расследованию злоупотреблений. Он также прокомментировал обострение отношений с «Демократической партией» и Генаудитором на почве коррупционных скандалов. «Благодаря систематическому искажению информации создается впечатление, будто правительство отказывается или боится вмешательства Генерального аудитора», — напомнил президент. Однако сам Генаудитор в своих письменных обращениях к правительству заявлял, что не будет вмешиваться в работу следственной комиссии.
Говоря о мерах по борьбе с коррупцией, которые в скором времени будут обнародованы, президент назвал их средством, которое поможет «создать самую мощную систему защиты от коррупции». Он призвал всех вместе искоренить эту проблему с полным уважением к чужим мнениям и в духе конструктивного политического сотрудничества.
Тем временем
Организация Transparency International опубликовала свой индекс восприятия коррупции за 2020 год. Кипр занял 42 место из 180.
Рейтинг Кипра в последние пять лет колебался довольно сильно. В 2015 году страна заняла 32 место, в 2016 — 47, в 2017 году — 42. В 2018 Кипр оказался на 38 месте, это самый лучший его показатель в рейтинге. В 2019 он поднялся до 41 и в 2020 до 42 места. «Относительно высокий уровень коррупции, который преобладает сегодня на Кипре, должен встретить эффективное противодействие со стороны общества, государства и бизнеса», — считают авторы исследования.
Рейтинг Transparency International присваивает 180 странам место в рейтинге предполагаемого уровня коррупции в государственном секторе на основе 13 экспертных интервью и опросах руководителей крупных предприятий. Каждая страна получает оценку по обратной 100-балльной шкале, то есть, чем выше балл, тем меньше коррупции. В 2020 году Кипр набрал 57 баллов, что ставит его ниже Кабо-Верде и Сент-Винсента.
В своем отчете организация Transparency International заявила о серьезных отклонениях от демократических норм и усилении коррупции по всему миру. В частности, это привело Соединенные Штаты Америки к самому низкому за последние восемь лет показателю глобального индекса коррупции. США получили 67 баллов (в рейтинге за 2019 год их оценка была 69) и оказались на 25 месте, это результат хуже, чем у Бутана и Уругвая. Россия набрала 30 баллов и оказалась на 129 месте, этот показатель лучше, чем в индексе за 2019 год, в котором Россия была на 137 месте. Дания и Новая Зеландия возглавляют индекс восприятия коррупции, набрав по 88 баллов. В первую пятерку также вошли Финляндия, Сингапур и Швеция. В то время как Сирия, Сомали, Южный Судан, Йемен и Венесуэла находятся в самом низу списка. «Практически за десять лет большинство стран не преуспели в борьбе с коррупцией или добились минимального прогресса, при этом более двух третей из них набрали менее 50 баллов», — пишут авторы исследования. Средний показатель составляет всего 43 балла. Особое внимание в рейтинге за 2020 год было уделено влиянию коррупции на борьбу с пандемией. «В коррумпированных странах пандемия была воспринята как прекрасная возможность присвоения государственных средств. Процесс закупки медицинского оборудования и масок не достаточно прозрачен, а значит весьма притягателен для тех, кто хочет положить бюджетные деньги себе в карман, чтобы разбогатеть за счет своего народа, а не инвестировать в здравоохранение», — пишут исследователи. С результатами исследования можно ознакомиться здесь.