Наивной живописью часто называют произведения тех авторов, которые не учились в художественных школах, но чей талант помог им сказать нечто важное своим искусством. Они рисовали мир таким, каким его видели, без академических форм и стилизации, без правил. Именно поэтому их произведения наполнены особой теплотой и непосредственностью. На Кипре есть свой особенный представитель наивной живописи – Михаил Кашалос.
Кашалос родился в 1885 году в деревне Аша. С юных лет он занимался иконописью. Именно с написания икон начался его творческий путь. В 13 лет он научился сапожному делу, которое оставалось его основной профессией всю его жизнь. Однако в то же время он продолжал творить, занимаясь еще и керамикой. Он делал небольшие глиняные горшки, точные копии древних, которые потом продавал туристам как подлинные.
В 1957 году, в возрасте 72 лет, Кашалос полностью посвятил себя живописи. Он черпал свои сюжеты из повседневной жизни, какой он ее переживал. Он изображал обычаи и традиции своей родины, особенно связанные с круговоротом жизни: украшение невесты, танец, постель, свадебный пир, венчание в церкви, рождение ребенка и все, что с этим событием связано. Важное место в его работах занимало изображение труда. Например, сельскохозяйственные работы: женщины и мужчины, работающие в поле или дома, девушки за ткацким станком, пахота, жатва, молотьба, полив полей, кормление скота.
В 1960 году открылась первая выставка картин Михаила Кашалоса, которая сделала его известным на Кипре и за рубежом. Потом были персональные и групповые выставки в Лондоне и Братиславе, награды и лестные отзывы прессы. Однако, несмотря на успех, Кашалос никогда не забывал о своем происхождении и всегда оставался самим собой. Он никогда не расставался ни с традиционными кипрскими шароварами-враки, ни с широким деревенским ремнем, ни со своей шапочкой, придававшей ему тот характерный образ, которым он запомнился.
Кашалос прожил жизнь, в которой было много трудностей и печалей, но также широкая известность и слава. Конец его жизни был трагичным. Турецкое вторжение 1974 года застало Кашалоса в родной деревне, за росписью церкви св. Спиридона, построенной на его собственные средства при условии, что он сам ее распишет. Турецкие солдаты вошли в его дом и потребовали денег. Кашалос дал им то, что у него было. Солдаты вернулись на следующий день, и когда старик-художник сказал им, что ему больше нечего им дать, они жестоко избили его и переломали ему ноги прикладами. Ему и его семье не давали покинуть деревню целую неделю, а когда им все-таки разрешили уехать, он был уже слишком слаб. Михаил Кашалос скончался 31 августа 1974 года в Ларнаке. Его последние мысли были о его деревне, картинах и церковных росписях, которые он не успел закончить.
После смерти его работы были отправлены на международную выставку «Наивное искусство» в Мюнхен. Выставку посетили 118 577 человек. Было продано 23 000 экземпляров каталога, содержащего фотографии самого Кашалоса и его картин, а также рассказ о его гибели. Затем экспозиция была перевезена в Цюрих, где количество посетителей превысило 60 000 человек. Наконец, работы были отправлены на выставку-аукцион, которая проходила в Париже в марте 1975 года и была посвящена его памяти. Вырученные средства пошли на поддержку беженцев с оккупированных территорий. 28 декабря 1974 году Михаил Кашалос был посмертно удостоен награды Афинской академии.
Фото bigcyprus.com