Мария Синклитикия осталась в истории Кипра как символ борьбы и сопротивления турецкому завоеванию. С гордостью и мужеством она приняла смерть, предпочтя достоинство бесчестию.
В 1570 году турки-османы вторглись на Кипр, чтобы захватить остров. Сначала они высадились в Ларнаке, которую взяли без боя, затем направились к Никосии. Город оказал ожесточенное сопротивление. Но в сентябре 1570 года пал, был разграблен, а жители были либо перебиты, либо уведены в плен, либо проданы в рабство. Новости о разграблении и резне в Никосии достигли других городов, вызвав панику. Это сильно облегчило миссию турецкому военачальнику Лале Мустафа-паше, потому что под страхом разграбления один за другим города сдавались без боя. Все, кроме Фамагусты, осада которой заняла почти год благодаря героическому сопротивлению жителей под предводительством венецианца Маркантонио Брагадина.
Среди тех, кто особенно выделялся храбростью, мужеством и доблестью была и Мария Синклитикия. Она родилась в последние годы венецианского владычества на Кипре в семье дворян с византийскими корнями. После падения Никосии многие юноши и девушки были схвачены и посажены на корабли в бухте Фамагусты, чтобы отправиться в Константинополь в качестве трофеев для султана. Среди них была и Мария Синклитикия. По преданию, красивая девушка, желая избежать рабства и унижения, подожгла пороховой трюм корабля. Сильные взрывы потопили не только корабль, на котором была сама Мария Синклитикия, но корабли, бывшие поблизости, убив многих турецких моряков и греческих пленников.
Кипрская героиня попала в исторические описания, литературу и искусство под разными именами: Арнальда, Рухия, Ренальда, Белесандра. О ней писали многие историки и известные писатели, такие как Антониос Матесис и Василис Михаилидис. В поэме «Арнальда, или Белесандра на корабле» Василий Михаилидис пишет:
«Арнальда, родом из Синклитиев,
Первая из всех героев и как ангел прекрасная
Видела полные паруса и корабль плыть готовый
И безнадежно со слезами говорила:
«Лучше нам на воздух взлететь от огня,
Лучше на дне морском задохнуться,
Чем хоть миг жить в мусульманском богатстве,
в славе и счастье во дворце султана».