Священный синод соберется 24 декабря, чтобы избрать нового предстоятеля Кипрской Православной Церкви. На архиепископский престол претендуют три кандидата: митрополит Лимассольский Афанасий, митрополит Пафосский Георгий и митрополит Тамасосский Исайя.
На данный момент процедура избрания Ариепископа выглядит эффективно и представительно. Однако так было не всегда. В истории Кипра в конце XIX – начале ХХ века был период, когда главу Церкви не могли выбрать в течение девяти лет. А в середине ХХ века избрание затянулось на 14 лет.
Все началось в январе 1899 года со смертью митрополита Пафосского Епифания. Тогда система выборов была сложнее, чем сегодня – от епархии в выборах принимали участие специальные выборщики, а не все прихожане. Из-за внутренних противоречий выборщики от Пафоса и архиереи не смогли договориться о том, кто станет новым митрополитом. В итоге кафедра осталась вдовствующей, то есть без управляющего епископа. Из-за этого на Кипре в тот момент оказалось не четыре епископа, а три: архиепископ Софроний Фониевс, митрополит Керинийский Кирилл Василиу и митрополит Китийский Кирилл Пападопулос. Все это происходило на фоне нарастания националистических настроений и разговоров об объединении с Грецией. Архиепископ Софроний и митрополит Керинийский Кирилл придерживались умеренной позиции и надеялись на содействие англичан, а митрополит Китийский – радикальной, выступая за скорейшее объединение Кипра с Грецией любой ценой.
На следующий год, в 1900, умер архиепископ Софроний. Два оставшихся архиерея претендовали на архиепископский престол, но ни один не мог быть избран, так как в синоде не было кворума: вместо четырех человек в нем остались всего двое. Чтобы различать двух противоборствующих архиереев, народ прозвал одного «Кириллуди» (то есть «маленький Кирилл»), а второго – Кириллатос (то есть «большой Кирилл»).
Ситуация зашла оставалась тупиковой. До тех пор, пока в 1908 году Константинопольский патриарх не решил вмешаться. Ряд предпринятых им шагов способствовали выходу Церкви из кризиса. Своим решением он назначил новым Архиепископом митрополита Керинийского. Это вызвало шквал возмущения – его оппонент, митрополит Китийский, был в народе значительно более популярен. Сторонники митрополита Китийского собрались в Никосии и пошли штурмом на резиденцию архиепископа (современного здания тогда еще не было, резиденция находилась в доме у церкви св. Иоанна, в котором сегодня базируется этнографический музей). Из-за беспорядков британская администрация была вынуждена ввести военное положение и эвакуировать новоназначенного архиепископа из Никосии. Ситуация, однако, сильно напугала митрополита Керинийского Кирилла и он не принял назначения, заявив, что не хочет «идти к престолу по трупам». Вскоре после этого британская администрация приняла закон об архиепископских выборах, согласно которому кворум на синоде достигался благодаря участию трех епископов из Александрийской Православной Церкви. С их участием новым Архиепископом был избран митрополит Китийский Кирилл под именем Кирилл II. Впрочем, его правление было недолгим. Он скончался в 1916 году и кафедру занял его бывший оппонент митрополит Керинийский Кирилл, ставший Архиепископом Кириллом III. Он правил до 1933 года.
После его кончины Кипрская Православная Церковь снова погрузилась в кризис. Из-за интриг и несогласия архиереев она оставалась без Архиепископа до 1947 года, когда предстоятелем наконец-то был избран митрополит Пафосский Леонтий. Однако он руководил всего 36 дней и скоропостижно умер.
Следующим после Леонтия стал Архиепископ Макариос II. Он находился на престоле с 1947 по 1950 год. После него в истории Кипрской Православной Церкви началась совершенно новая страница. Во главе ее встал знаменитый Макариос III – предстоятель Церкви, которому предстояло сыграть выдающуюся роль в истории Кипра.