В субботу, 18 апреля в Муниципальном театре Ларнаки состоялся концерт Кипрского Симфонического оркестра с многозначительным названием — «Бетховен. Известные и малоизвестные произведения».
Под чутким руководством опытного дирижера Алкиса Балтаса публике были представлены избранные работы великого композитора. Среди них были и всемирно известные, такие как увертюры «Кориолан» и «Прометей», и крайне редко исполняемые. Среди них «Турецкий Марш на афинских руинах» (в нем отчетливо слышны ритмы, много позже использованые в Симфонии N9), «Рондо для фортепьяно с оркестром в Си—бемоль мажоре» (которое сам Бетховен планировал в качестве финала для 2—го фортепьянного концерта, однако затем счел слишком камерным и недостаточно торжественным), «Двенадцать оркестрованных контрадансов» (в одном из которых проскальзывает тема впоследствии включенная в 3—ю, «Героическую» симфонию), а также «Менуэт для симфонического оркестра в Ми—бемоль мажоре».
Завершился концерт исполнением «Хоральной фантазии для фортепьяно с оркестром», эсперементальным по меркам раннего XIX века произведением, которое совмещает в себе симфонию, фортепьянный концерт и хоровое пение. Именно в хоральной фантазии Бетховен впервые использует свою самую известную мелодию, которая через двадцать лет появится в слегка измененной аранжировке в виде «Оды к Радости» — экстатического крещендо 9—ой Симфониии.
За роялем во втором отделении солировала молодая кипрская пианистка—виртуоз Елена Мителла—Волари. Хоровые партии исполнили хоры музыкальных лицеев Ларнаки, Фамагусты и Лимассола. Концерт прошел с большим успехом, и публика провожала музыкантов 10—минутными аплодисментами. Гений Людвига Ван Бетховена вот уже около двухсот лет не перестает быть актаульным и по—прежнему приводит в восторг искушенных любителей музыки всех возрастов.
Василий ПАПКОВСКИЙ