«Страстная седмица» — так называет Русская Православная Церковь последнюю предшествующую Пасхе неделю Великого поста. «Страсть» в переводе с церковно—славянского означает «страдание». Во время этой недели вспоминаются Тайная вечеря, предание на суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа.
ДНИ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Согласно христианской традиции, все дни Страстной седмицы носят название «великих» — Великий понедельник, Великий вторник, кроме того употребляется эпитет «страстной». Богослужению в Страстную седмицу придается особое значение, а пост в этот период особенно строг.
Во время Великого понедельника вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов.
В Великий вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском храме: о дани Кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.
В Великую среду христиане вспоминают об Иуде и о грешнице, которая омыла слезами и помазала миром ноги Христа во время его пути на Голгофу.
Во время Великого четверга вспоминается о Тайной вечере, об омовении Христом ног своих учеников и о Его молитве в Гефсиманском саду.
Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре: в Страстную пятницу перед Пасхой распяли Иисуса Христа. В этот день вспоминают о суде, распятии и крестной смерти Спасителя. В этот день христиане не готовят горячей пищи, довольствуясь хлебом; не делают никаких работ, даже литургия в Великую пятницу не совершается. По сложившейся традиции, в Страстную пятницу выполняют лишь одну работу: пекут куличи или делают творожную пасху. Во время выпечки кулич в печи накрывается веточками, которые сохраняют и, при необходимости, используют для обкуривания дома.
В этот день по православной традиции на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».
Великая суббота приносит с собой воспоминания о пребывании Христа во гробе. В этот день освящается пасхальная еда. Именно в Великую субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
По традиции перед праздником Понтий Пилат должен был отпустить одного узника. Он надеялся, что народ будет просить за Иисуса. Однако подстрекаемый старейшинами народ потребовал отпустить Варавву. Евангелист Иоанн подчеркивает, что распятие произошло в день Пасхи.
Иосиф и Никодим, получив у Пилата разрешение на погребение тела Иисуса, обвили Его тело плащаницей, пропитанной благовониями, и положили в гроб—пещеру до наступления субботнего покоя. Первосвященники же, вспомнив о том, что Христос говорил о своем воскресении на третий день, обратились к Пилату с просьбой поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мертвых.
После субботнего покоя ко гробу отправились женщины—мироносицы, где перед ними сошел Ангел, произошло землетрясение, а перепуганная стража убежала.
«На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна…) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И как некогда, Воскресшего увидели Его ученики».
ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ
На протяжении всей недели шла подготовка к главному празднику — Светлому Воскресению Христову: хозяйки тщательно мыли свои дома, белили печи, пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины подновляли дома, во дворах ставили качели… В эти дни христиане старались быть немногословными, избегали шумных разговоров и уличного пения, детям запрещались слишком активные уличные игры.
С древних времен сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью. Огромную роль в нем играет Пасхальный огонь, символизирующий Свет Божий. Во всех православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня, привезенного от Храма Гроба Господня. Как только огонь прибывает из Иерусалима, верующие возжигают от него свои свечи, а после службы многие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.
До начала праздничного богослужения на прихрамовой территории разжигается большой костер: символ костра, как и пасхальной свечи, — Свет и Обновление. Около этого огня могут греться те, кто «вышел из храма или не дошел до него», поэтому он является и символом костра, у которого грелся апостол Петр.
В течение Великой субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Специально окрашенные Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного Воскресения Христова. На творожной пасхе ставят печати с буквами «ХВ». В некоторых южных странах на Пасху обязательно закалывается ягненок. Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы — дня траура и молитвы.
Перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда начинается крестный ход. К полуночи шествие подходит к дверям храма, и начинается богослужение. После молчания колоколов во время Страстных дней, на саму Пасху особенно торжественно звонится Благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл: прихожане, дождавшись когда начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, поднимают невообразимый шум — они начинают колотить палками по деревянным лестницам, греметь сиденьями скамеек, люстры—паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при Воскресении Христа.
Елена НИКОЛАЕВА