1 октября Республика Кипр отмечает 64-летие создания суверенного государства. Однако исторически страна стала самостоятельной 16 августа. Празднование перенесли на осень, так как день посреди последнего, самого жаркого, месяца лета – традиционного времени отпусков – сочли слишком неудобным для главной национальной даты.
Независимость была дарована Кипру Великобританией на основе цюрихско-лондонских соглашений. Их подписали архиепископ Макариос III от лица греков-киприотов и доктор Фазыл Кючюк от лица турок-киприотов. 24 августа 1960 года Кипр стал членом ООН, позже вошел в Содружество наций и Движение неприсоединения. По новосозданной Конституции, Кипр управлялся Кабинетом министров. Был основан парламент и создана независимая судебная власть.
Особенность кипрской независимости была в том, что три страны – Великобритания, Греция и Турция – выступили ее гарантами.За Великобританией осталось 99 квадратных миль или 2% территории острова, на которых расположились британские военные базы. Великобритания также сохранила за собой право оставить на вершине Троодоса радар, контролировать морское и воздушное пространство своих баз и проводить учения на Акамасе. Страны-гаранты должны были обеспечивать суверенитет и территориальную целостность Республики Кипр, не допуская раздела страны или ее присоединения к другому государству. В случае нарушения соглашения о гарантиях Великобритания, Греция и Турция должны были предпринимать совместные действия для восстановления конституционного строя. Если совместные действия были невозможны, то каждая из трех стран имела право действовать в одностороннем порядке.
Две национальные общины страны должны были начать вместе трудиться ради процветания нового государства, но ни та, ни другая община не проявили достаточного желания к сотрудничеству. И греки-, и турки-киприоты остались слишком сильно привязаны к своим материковым «родинам». Интересы трех стран-гарантов продолжали играть важную роль в кипрской политике. Из-за своего географического положения в регионе Ближнего Востока маленький независимый Кипр становился лакомым кусочком и для сверхдержав.
К сожалению, независимый Кипр не смог долго наслаждаться внутренним спокойствием. Цюрихско-лондонские соглашения, ставшие основой для Конституции страны, имели свои слабые стороны. Две общины, вместо того, чтобы открыто и совместно трудиться над их исправлением, пытались с помощью слабых мест основного закона продавить собственные интересы, апофеозом которых для греков-киприотов был бы «энозис», то есть объединение с Грецией, а для турок-киприотов – «таксим», то есть раздел острова на греко-кипрскую и турко-кипрскую части.
В 1963 году президент Макариос предложил вице-президенту Кючюку обсудить поправки к 13 статьям Конституции. Отказ Кючюка идти на обсуждение и последовавший за этим политический кризис стали поводом к межобщинным столкновениям, которые в итоге вылились в создание резерваций для турок-киприотов, а в конечном счете – в турецкое вторжение 1974 года. Но это уже совсем другая история.
На фото: архиепископ Макариос (второй справа), британский экс-губернатор Кипра сэр Хью Фут (в центре) и доктор Фазыл Кючюк (третий слева) на церемонии подписания независимости Кипра.
Источник: архив PIO.
Статья подготовлена по архивным материалам «Вестника Кипра» (впервые опубликованным 1 октября 2022 года). Часть информации могла устареть.