Продолжаем рубрику «Православный календарь», и в этой статье поговорим об основных церковных событиях, которые приходятся на осень.
14 сентября — Новолетие. Начало церковного года
Новолетие — церковный праздник, который отмечается 14 сентября по новому стилю (1 сентября — по старому). Церковный год — это цикличная система постов, праздников и дней памяти святых. На ее основе строится богослужебная жизнь Церкви. Церковный календарь устроен так, что первый большой праздник в церковном году — Рождество Богородицы, а последний — ее Успение. Так Церковь символически обозначает в начале года первый этап Боговоплощения, а в конце года вспоминает переход Пресвятой Богородицы в жизнь вечную.
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год. В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.
Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима. После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.
27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Одна из воскресных стихир (церковных песнопений) именует Крест «оружием против диавола», которое дал нам Господь. Конечно, Крест спасает нас не сам собою, а как зримый образ нашего единства со Спасителем. И, поклоняясь Кресту, мы поклоняемся, как поется в той же стихире, «погребению Твоему и восстанию».
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня стоит особняком среди двунадесятых праздников: он посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви.
В 326 году император Константин Великий очень хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в земле под Голгофой обнаружили три креста. Чтобы узнать, на каком из них страдал Спаситель, к каждому по очереди поднесли недавно умершего человека. И Господь явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню.
30 сентября — Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья
В этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит многие женщины с этими именами отмечают свой день ангела.
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи.
Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.
В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.
14 октября — день Покрова Пресвятой Богородицы
Этот праздник был установлен в честь чудесного явления Богоматери во Влахернском храме и избавления Константинополя от нашествия захватчиков. Произошло это событие в 910 году. В те дни над городом нависла реальная угроза — его окружило вражеское войско, готовое было вот-вот ворваться внутрь.
В это время в храме, находившемся во Влахернах, — северо-западном квартале Константинополя, где хранилась одежда Пресвятой Богородицы, — молился один юродивый, которого звали Андрей. Люди вхраме молили Бога и всех святых об избавлении от страшной угрозы.
На рассвете, когда богослужение подходило к концу, Андрей увидел в воздухе под сводами собора женскую фигуру, которая в окружении ангелов и святых шествовала над головами собравшихся в церкви людей. Это была Богородица. Достигнув середины храма, Она опустилась на колени и стала со слезами молиться своему Сыну. Когда же Она стала покидать храм, то сняла со своей головы омофор и распростерла его над верующими.
Заступничество Пресвятой Богородицы спасло столицу от гибели — врагов, окруживших Константинополь, внезапно охватил необъяснимый ужас, и они в панике бежали по неизвестной причине.
8 октября — преставление прп. Сергия Радонежского
Преподобный Сергий Радонежский положил начало новой эпохи русского монашества. Его ученики основали множество монастырей и храмов, которые известны и по сей день.
Сергий Радонежский знал о своей кончине за полгода до нее. Не стоит этому удивляться, ведь это был человек, которому однажды явилась Сама Богородица, а во время литургии сослужили ангелы: и то, и другое своими глазами видели его ученики.
Шел 1392 год, преподобному Сергию было уже к восьмидесяти. Узнав, что ему осталось жить полгода, он проводил дни в безволвии и молитве. В сентябре Преподобный заболел. Зная, что от этой болезни ему уже не оправиться, он созвал монахов в последний раз и обратился к ним с последним напутствием. О чем он говорил с ними?
Во-первых, завещал братьям неуклонно оставаться в православии. Он просил их хранить единомыслие друг с другом, душевную и телесную чистоту, нелицемерную любовь; «от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя… от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать».
Во-вторых, просил с любовью принимать странников. Именно эти слова часто написаны на хартии, с которой Преподобного изображают на иконах.
И, в-третьих, святой завещал ученикам почитать однажды явившуюся ему Богородицу, «чтобы Она была для вас прибежищем и стеной от сетей вражеских и козней их».
28 ноября-6 января — Рождественский (Филиппов) пост
На протяжении веков в Церкви сформировалась очень интересная практика — самые важные дни церковного календаря так или иначе предваряются постом. Не является исключением и Рождество — этому празднику предшествует сорокадневный период, который в Православии начинается 28 ноября и заканчивается Сочельником. В католичестве дата начала поста (он называется Адвентом) перемещается между 27 ноября и 3 декабря, но он также заканчивается Сочельником. О чем хочет сказать нам Церковь, установив перед Рождеством целых сорок постных дней?
Рождественский пост очень древний. Он восходит к первым векам христианства — о нем было известно уже в начале IV столетия. Раньше его называли Филипповым постом, потому что начинался он в день памяти апостола Филиппа (28 ноября по новому стилю).
Рождественский пост, Филиппов пост, Адвент — как бы ни назвался период перед Рождеством, он подготавливает нас к принятию очень важной истины — благой вести о Воплощении Бога. И если бы этого не произошло, если бы Рождество было рождением простого человека либо красивой легендой, то не было бы ни Воскресения, ни победы над смертью, ни самой Церкви как Тела Христова. Наконец, самое главное: если бы не было Рождества, то не было бы и нашего спасения! Ведь оно свершилось не только на Голгофе или в Гефсиманском саду. Дело нашего спасения от смерти уже началось, когда в пещере на окраине Вифлеема родился Христос. И именно Ему навстречу идет человек на протяжении всего Рождественского поста.
Благодарим журнал «Фома» foma.ru и pravmir.ru за предоставленные материалы, в том числе фотографии.