В этом цикле знакомим читателей с яркими исповедниками, пострадавшими за веру Христову в XX веке.
Зрелость – такой период жизни человека, когда в самосознании Личности генерируются мысли и вопросы, не связанные с биологическим выживанием и решением насущных проблем бытия, что называется обыденностью и повседневностью. Наоборот, человек анализируя действительность, ищет ответы на мировоззренческие вопросы: смысл жизни, добра и зла.
Войны и тектонические изменения образа жизни современного человечества обращают нас к историческому опыту поколений в поиске незыблемых нравственных и духовных опор для коррекции внутреннего равновесия и понимания своего места в современном мире. Недавний опыт жизни людей Веры в период ужасных мировых войн и революций — бесценное наследие от социальной апатии и потери нравственной ориентации. ХХ век отрывает новую, кровавую страницу жизни Православной Церкви в период слома традиции и уклада жизни ушедшей страны.
Если в XVIII столетии святой человек предвидел потоки крови, имевшие пролиться в столетии XX-м, то дело ведь не только в прозорливости святого человека. Дело также и в тех исторических ошибках, которые, наслаиваясь и накапливаясь, готовы со временем слепиться в ком и, сорвавшись с горы, расплющить все, что на пути попадется. Мы не видим цельной картины мира. Наш взгляд выхватывает дробные его части, и сердце питается не ощущением целого, а осколками бытия. Поэтому в повседневности мы не способны ни на прозорливость, ни на глубокое предчувствие. Те же люди, которые вникали в глубинную суть процессов, почти в один голос предупреждали о грозовых тучах, собирающихся над Отечеством. Итак, урок номер один. История – не фатальный, заранее предсказанный процесс. Это живая ткань, образованная сцеплением свободно действующих воль. На историю можно и нужно влиять. А там, где она «вдруг» являет свой звериный облик и начинает пожирать ничего плохого не ждавших обывателей, – там обыватели виновны. Не потрудились, значит, распознать признаки времени, не потрудились и усилия приложить в нужном направлении.
Церковь боролась за истину и противостояла лжи, видела надвигающуюся беду и предупреждала верных чад. Но делалось это не в стройном порядке и не единым фронтом. Борцы были похожи, скорее, на одиноких защитников Брестской крепости, воевавших до конца, и умирали за истину. Иногда их встревоженный голос и их подчеркнутое одиночество были до неразличимости подобны близкому к отчаянию одиночеству ветхозаветных пророков. Те кричали во весь голос и приходили в ужас от того, что их не понимали. Так говорит о Новомученниках Протоиерей Андрей Ткачев.
Мученичество – венец смиренных. Священномученик Владимир Киевский
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский — первый иерарх, пострадавший от гонений на Церковь в годы революции.
Родился будущий митрополит Владимир в 1848 году в Тамбовской губернии в семье священника. Он окончил Киевскую духовную академию и некоторое время преподавал в Тамбовской семинарии, но, став священником, оставил преподавание. Когда же умерли его жена и единственный ребенок, он принял монашеский постриг. Сначала его назначили настоятелем монастыря, а в 1888 году возвели в сан епископа.
Где бы ни служил владыка, он неустанно проповедовал, заботился о просвещении паствы и помогал простому народу. Когда Поволжье поразили эпидемия холеры и голод, случившийся из-за неурожая, владыка был епископом Самарским. Он организовал сбор пожертвований для пострадавших, открывал бесплатные столовые для голодающих, бедноты и детей в школах, бесстрашно посещал холерные бараки, исповедовал и причащал заболевших.
В 1892 году владыку Владимира назначили экзархом Грузии. За время его служения в Грузии было построено более 100 храмов и открыто более 300 приходских школ. Став в 1898 году митрополитом Московским, владыка Владимир учредил религиозно-просветительские чтения и курсы для беспризорников, фабричных рабочих, публичные диспуты для интеллигенции. Он лично проповедовал среди рабочих, не боясь споров с революционными агитаторами. Не забывал он и служения милосердия: боролся с народным пьянством, открывал дома призрения и милосердия.
В 1912 году митрополит Владимир становится во главе Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, а с 1915 года возглавляет Киевскую митрополию. В 1917 году, когда часть киевского духовенства начала выступать за независимость и самостоятельность Украинской Церкви, митрополит Владимир твердо отстаивал единство Русской Православной Церкви.
В то время в Киево-Печерской Лавре, где жил владыка, началось сильное брожение и даже митинги среди монахов. Раздавались требования «демократизации церковного управления» и имущественного равенства. Монахи жаловались окружившим монастырь революционным войскам на то, что они-де хотят устроить в монастыре советы и комитеты, а митрополит не позволяет им.
Вечером 25 января 1918 года к митрополиту пришли пять вооруженных солдат во главе с человеком в бескозырке. Ранее монахами был пущен слух, что у владыки хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал. Не найдя денег, бандиты решили убить митрополита. Перед смертью владыка сказал: «Господи! Прости мои согрешения — вольные и невольные…», и перекрестив, благословил своих убийц: «Господь вас благословляет и прощает…»
Изуродованное тело владыки Владимира нашли утром следующего дня прямо под стенами Лавры. Митрополит Владимир стал первым священнослужителем, убитым в годы революции. Тысячам людей Церкви предстояло вслед за ним пострадать за свою веру. В 1992 году Архиерейский Собор прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике священномучеников, и установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 7 февраля — в день кончины владыки. 27 июня Церковь вспоминает день обретения его мощей.
Благодарим журнал «Фома» foma.ru и pravmir.ru за предоставленные материалы, в том числе фотографии.