Вячеслав Адамович Заренков – заслуженный строитель Российской Федерации, прошел путь от рабочего-арматурщика до начальника управления и в 1987 году создал строительную компанию «ЛенСпецСМУ», которая сегодня выросла в компанию федерального масштаба — группу «Эталон». Под руководством В.А. Заренкова было построено более 5,8 млн кв. метров недвижимости в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области. Сегодня в рамках международного социально-культурного проекта В. А. Заренкова «Созидающий мир» строятся и восстанавливаются храмы в Санкт-Петербурге, на Архангельской земле, в Белоруссии, Сербии, Болгарии и на Кипре. Но интересы Вячеслава Адамовича никогда не ограничивались лишь работой. Он пишет картины, стихи, прозу, помогает художникам и артистам, строит церкви и монастыри. В своем интервью «Вестнику Кипра он рассказывает об удивительной истории создания двух балетов и о международном греко-славянском фестивале искусств «КипРус», который пройдет в деревне Эпископьо 1 мая.
– Вы являетесь автором либретто к балетам «Три маски короля» и «Орр и Ора». Их отличает философская направленность. Чем еще они примечательны, и как получилось, что в вашей жизни появился балет?
– К балету я пришел неожиданно, нечаянно. Я написал несколько книг, и, когда заканчивал третью, появилась очень интересная мысль создать произведение под названием «Люди-маски». Долго не знал, как назвать его: рассказ, повесть, роман… Начал писать. В голову заложил философский смысл о том, что каждый человек рождается чистым и сразу заявляет о себе: «Я есть я». А затем в возрасте 13-15 лет приходит внутреннее познание, когда он начинает примерять некие маски. И уже во взрослом возрасте каждый человек надевает определенную маску.
Многие люди носят эти маски с удовольствием, не обращая внимания на то, что это всего лишь маска. Происходит это, потому что внутреннее «Я» преодолевает эту самую маску, и она уже не играет особой роли.
А есть люди (в основном представители власти), которых маска спустя два-три года начинает побеждать. Он думает, что маска – это и есть он сам. К примеру, губернатор думает, что люди приходят с цветами к нему, а на самом деле они видят перед собой маску. И стоит ее сорвать, как человек тут же чувствует себя растерянно.
Бывают моменты, когда маски поглощают людей, побеждают, когда внутри человека случается борьба добра и зла.
Я очень долго мучился над этой работой, не знал, как ее развить и как закончить. В своих произведениях я обычно стараюсь не затрагивать тему политики, но в этом без нее не обходится, потому что мы говорим о добре и зле, а именно о том, что власть и деньги порождают зло. Композитор Михаил Крылов предложил сделать это произведение в форме сказки, перенести действие в средние века. Я быстренько набросал сюжет рассказа, а потом, размышляя над темой, пришел к следующей мысли: все-таки маска, с одной стороны – отражение чьей-то личности, а с другой – что-то театральное. Поэтому мне стало интересно то, как это все будет выглядеть в движении – в форме балета.
Я написал либретто для балета под названием «Три маски короля». Миша в то время заболел, перенес операцию на глазах. Я пришел к нему и попросил начать писать музыку к балету. Я читал произведение, а он сочинял. Композицию он написал за две недели, будучи с повязкой на глазах. Он просто молодец!
Балету дали новое философское направление. И тут перед нами встал вопрос: где его ставить? Мы сначала сделали музыкальный показ в филармонии. Артист под музыку зачитывал отрывки либретто, а на экране показывалось видео с подобранными движениями. Прошло на ура!
Мы начали искать хореографа. Долго не могли найти. Наконец, мой хороший знакомый балетмейстер Юрий Смекалов решил попробовать сам. За неделю он набросал свое видение движений и масок. Я был поражен тем, насколько мы сошлись во взглядах на то, как это философское направление балета показать в движении. Когда мы впоследствии разговорились, я понял, что наши фантазии чудесным образом совпали.
– Сколько времени ушло на подготовку к премьере?
– В общем и целом пять лет. Мы сначала не понимали, где ставить, как ставить и с кем. Примерно 2,5 года у нас был перерыв, и мы вообще ничего не делали. И потом мы снова вернулись к замыслу. Это случилось уже после того, как успешно поставили другой балет «Орр и Орра» в большом театре оперы и балета г. Минска. Изучив возможности Юрий предложил поставить балет в Самаре, ему там все понравилось, и мы сказали: «Приступаем к работе, вперед!». На подготовку нового балета ушло примерно еще почти полтора года.
– Какая основная идея заложена в этом балете?
– «Три маски короля» – это что-то необычное, своего рода прорыв. Люди пока не обратили внимание на это событие, так как не было пока еще серьезной раскрутки. Сейчас идет показ в Самаре, потом планируем показы в Санкт-Петербурге, Москве и зарубежье. Возможно, и в Париже.
В балете всегда можно показать чувства… Но мы еще и призываем зрителя пофилософствовать, задуматься о добре и зле, о том, кто ты есть, что дает тебе власть, что дают тебе деньги, что дает тебе жизнь и в каком направлении тебе двигаться.
В последней сцене народ поднимает короля на пьедестал, и он снова надевает маску, которая служит олицетворением зла, но потом внезапно вспоминает о том, что надо нести добро, и он не должен впредь быть жестоким. Он разрывает маску – но половину ее все-таки оставляет. И что происходит? С одной стороны, его тянет зло, с другой – добро… Так и в жизни бывает.
– Как пришла идея создания балета «Орр и Ора»?
– Это правдивая история. Однажды вечером, уже перед сном, я услышал стук на балконе, не просто стук – грохот! Подхожу – никого нет. Ложусь – опять грохот. Выхожу и вижу: сидит орел… На Кипре. Ночью. Орел. Такого же не бывает! Но это факт. Я начал с ним разговор, а он мне клювом щелкает, и звуки странные издает. Я ему говорю: «Поспи, утро вечера мудренее». Так он и сделал, до утра просидел. Утром я поднял его, и он улетел. Покружил в небе и сел на другой балкон. Грохот, бьется стекло. Он снова взлетает, а за ним орлица. Улетели вдвоем в горы.
Как потом оказалось, одна семья купила пару – орла и орлицу. В силу семейных неурядиц супруги разошлись, поделив между собой орлов. А потом орел прилетел за орлицей, а хозяин – вслед за ним – за своей любимой. Так орлы соединили людей. И так у меня появился рассказ «Орлы и люди».
Я написал его сразу же на следующий день, после того как это случилось, за один день буквально. А потом подумал: «Почему бы не написать музыку и не поставить балет?» И вот мы уже в Большом театре оперы и балета республики Беларусь с премьерой. Аншлаг. Успех. Я рад, что эта история так понравилась людям.
– А что насчет международного греко-славянского фестиваля искусств «КипРус»? Как пришла идея его организации, и почему выбрали именно такой формат и название?
– Изначально, когда в Эпископьо вместо храма еще был только пустырь, мы общались с Владыкой Исаией и пришли к мысли о том, что все, что будет возведено на нем, должно служить нашей общей философии. Так и получилось, что два мировоззрения слились воедино. Владыка, пояснил, что для него главное, чтобы на площадке происходило воссоединение народов. Он приглашает всех людей, конечно же в первую очередь православных со всего мира, но он с пониманием относится и к католикам, и к мусульманам, и это, я считаю, нормально. Ну а мы создавали свой «Созидающий мир» в противовес конфликтам, всяким неприятным обстоятельствам и ситуациям для того, чтобы посредством искусства сближать людей между собой. Наши философии сближения – его и моя – реализовались на этой площадке. Они – киприоты, мы – русские. Поэтому и назвали «КипРус».
– В прошлом году фестиваль посетили девять тысяч человек. Что ожидается в этом?
– Мы приглашали выступать всех, кто желает, поэтому был своего рода «винегрет» в концертной программе: киприоты, греки, русские, профессионалы и любители.. В этом году мы решили, что должны быть три звезды кипрские, три российские. Мы хотим видеть звезд, которые могут на высоком уровне представить концертную программу. Второе изменение заложено в следующей философии. Мы планируем подключить к фестивалю не только русских и киприотов, а привлечь армян, грузин. Устроим парад народов. У каждой национальности будет возможность показать что-то свое, что-то интересное. Устроим выставку лучших православных храмов мира, 38 фотографий будут высечены на алюминиевом полотне и представлены народу. Наши фотографы постарались и собрали коллекцию фотографий красивейших храмов со всего мира. Будет выставка истории православия и много развлечений для детей. Перед этим, 28 числа, в храм привезут мощи Андрея Первозванного, что является очень важным событием для верующих людей.
– Уже решили, кто будет выступать на фестивале?
– Да, конечно, это не секрет. Это Юрий Охочинский, Владимир Целебровский и, скорее всего, Пелагея. Разумеется, в газете и на сайте будет опубликована программа фестиваля.
– Почему проведение фестиваля назначено на 1 мая?
– Во-первых, этот день у всех выходной, во-вторых, на майские праздники на Кипр приезжают туристы из России, в-третьих, 1 мая – день мира, спокойствия. Дата очень хорошая и подходит нашей философии сближения людей.
– Какие еще планы на этот год?
– Помимо фестиваля, мы активно начнем процесс строительства планетария. Для того, чтобы быть эксклюзивными в своем роде, хотим создать несколько своих фильмов для показа в этом учреждении. Один из них будет называться «Сотворение мира». Это очень большая и объемная тема. Был объявлен конкурс на лучший сценарий. Из тех, что мы получили, 90% были признаны неудачными сразу же, так как они не отражают нашей философии. Я объяснил, что мы хотим поставить не драматический фильм, а такое произведение, которое даст с религиозной точки зрения и на базе научного объекта понятие начала божественного сотворения мира. Остались четыре сценария. Сложная задача, но мы все равно будем ее решать. Надеюсь, за год закончим и планетарий, и фильм о создании мира.
Хотим в сентябре выставить на кипрском кинофестивале три фильма. Один из них – «Путь к Храму». В нем рассказывается о строительстве русского православного Храма Андрея Первозванного на Кипре. Режиссер Анна Драницына описала этот процесс путем воплощения образов реальных людей. Каждый из трех героев — отдельная история, художественный портрет, показывающий, насколько по-разному можно прийти к вере, к храму.
Второй фильм – из серии «Забытые великие». Началось с того, что мы нашли список выдающихся людей XVIII-XIX веков, где наверху рукой В.И. Ленина было написано: «Предать забвению». Мы решили посвятить этим людям десять фильмов. Пока сделали три. Один – про Петра Губонина. Он родился в деревне, в семье каменщика, был абсолютно нищим, имел всего три класса образования. Но к 35 годам стал третьим крупным предпринимателем в стране. Вся Европа пользовалась услугами его металлургического завода. Второй фильм – про Николая Верещагина, старшего брата известного художника. Мало кто знает, что его рецептами и технологиями пользовались сыроварни в Швейцарии. Третий фильм посвящен отцу Михаила Кутузова. Илларион Матвеевич был великим инженером: дороги в С.-Петербурге, Инженерная улица, половина Невского проспекта были построены именно им.
Посмотреть фильмы можно будет на предстоящем фестивале.
Также мы занимаемся возведением храма Рождества Христова в С.-Петербурге. В этом же городе заканчиваем строительство храма Ксении Блаженной.
Беседовала Наталия КАРДАШ