История кафедрального собора Св. Иоанна Богослова неразрывно связана не только с историей Никосии, но и Кипра. Ведь именно здесь проходит рукоположение архиепископов, которые дают клятву верности Православной Церкви.
Собор был возведен на месте монастыря Св. Иоанна Богослова Пиписа, принадлежавшего ордену бенедиктинцев. Упоминания о нем появляются в исторических источниках начиная с XI века. До наших дней дошла лишь его часть в виде пристройки к зданию Этнографического музея.
Существуют две версии названия обители Св. Иоанна Богослова «Пиписа». По одной из них, его связывают с арабским словом «хабиб», означающим «любимый друг», что полностью подходит к евангелисту Иоанну, которого называли Апостолом любви.
Согласно другой, это фамилия знатной православной семьи, бежавшей от сарацин (арабов) на Кипр из Сирии.
При правлении Лузиньянов Православная Церковь подвергалась жестоким гонениям, но и тогда монастырь Св. Иоанна Пиписа не мог жаловаться на нищету. Венецианцы позволили открыть при монастыре греческую школу, где обучались не только киприоты, но и иностранцы.
Строительство собора началось в 1662 году и продолжалось около ста лет. В XVIII веке собор Св. Иоанна Богослова становится официальной кафедрой Предстоятеля Кипрской Православной Церкви. В Никосии долгое время в качестве кафедрального собора не было столь величественного храма, так как после турецкого завоевания прежний собор Богородицы Одигитрии был превращен в крытый рынок Бедестан.
Внешний облик храма, стены которого выложены из неоштукатуренных блоков, в основном сохранил свой первоначальный вид. По своей строгости кафедральный собор напоминает мощную старинную крепость. На Кипре это единственный полностью покрытый росписью храм времен туркократии. На фреске, изображающей сцену Распятия, обращает на себя внимание изможденный вид действующих лиц и наличие минаретов. Работа выполнена в XVIII веке кипрским иконописцем Филаретом.
С давних времен в храме совершалось рукоположение в сан Архиепископа, которое происходило с неизменной византийской торжественностью и в присутствии иерархов Кипрской Церкви, почетных гостей и простого народа.
Как отмечают исследователи, еще 40 лет назад литургии и вечерни в соборе Св. Иоанна отличались от тех, что проходили в других церквах города. Но особое впечатление на прихожан производила Великая Пасхальная Вечерня (Вечерня Любви). В Пасхальное Воскресенье ровно в полдень начинали одновременно звонить колокола кафедрального собора, столичных и пригородных церквей. Двери Архиепископства распахивались, и во двор выходили прибывшие со всего города певчие в черных одеяниях. Торжественно, медленным шагом, сопровождая движение пением, они направлялись к собору. Следом шли дети в белых одеждах с серебряными хоругвями в руках и священники никосийских и пригородных церквей. На некотором расстоянии от них шествовал глава Автокефальной Церкви Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра, облаченный в пурпурную мантию, с короной на голове и драгоценным крестом на груди. В одной руке он держал императорский скипетр, в другой — крест. Эта традиция сохранилась и по сей день.
Кафедральный собор открыт для посещений с понедельника по пятницу с 9:00 до16:00, по субботам — 9:00 до 12:00.
Людмила ПАПАКОНСТАНТИНУ