Всемирно известный кипрский композитор Мариос Иоанну Элиа в 2019 году был признан самым успешным человеком Республики Кипр в области культуры и искусства. Он создал мультимедийную симфонию под открытым небом. Произведение Autosymphonic, посетило 20 000 человек и посмотрело 55 млн телезрителей по всему миру. Мы поговорили с Мариосом о его творчестве, связи с Россией и мировом рекорде, который сделал композитора знаменитостью.
— Мариос, я знаю, что у вас особая связь с Россией.
— Да, я участвовал в российском проекте «Звуки Владивостока». Меня пригласил российский центр современного искусства «Заря», при поддержке Beluga Group. Организаторы хотели создать уникальный образ Владивостока, который много десятилетий был практически недосягаемым городом. Сегодня он развивается, привлекает все больше иностранных инвестиций и проектов и становится богатой столицей Приморья. Съемки длились месяц, и каждый день мы записывали звуки города, знакомились с его культурой.
Музыку, которую я сочинил для проекта, исполняли барабанный ансамбль, хор и симфонический оркестр. Затем последовала самая сложная часть — сведение материала в единую композицию.
{youtube}PkpIp2HF4aE{/youtube}
Видео: Sound of Vladivostok / Звуки Владивостока
— Расскажите ваши впечатления о стране. Что запомнилось больше всего?
— Я был в России уже семь раз, и она не перестает меня удивлять. Это страна с невероятными возможностями не только в сфере творчества, бизнеса, но и благодаря географическому положению, которое является источником безграничного потенциала.
— Сейчас на завершающей стадии ваш очередной иностранный проект, «Звуки Киото». Что отличает его от российского аналога?
— Этот проект представляет собой не просто музыкальную композицию с видеорядом. Он является голосом современности для всей префектуры, сочетая выступления более 560 музыкантов со звуками природы, чтобы передать историю, культуру и будущее Киото. Интересные и необычные места города, показанные в фильме, включают Киотский концертный зал и возвышающийся бамбуковый лес Сагано, а также дома и мастерские традиционных ремесленников.
Киото — культурная столица Японии, которая привлекает своим изяществом и наследием. Мы постарались собрать в одну композицию все ассоциации, которые вызывает Киото. Два года съемок уже позади, и сейчас участники проекта заняты составлением единого музыкального полотна. В следующем году мы планируем показать результат нашей работы и совсем скоро выпустим первый трейлер проекта.
Фото Татьяна Ходова
— Осенью 2019 года вы впервые представили свое произведение «Матрешка», которое сыграл крупнейший ансамбль матреминов. Теперь это мировой рекорд. Как родилась эта идея?
— Рекорд, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса, был посвящен 100-летию изобретения терменвокса1 известным советским физиком, инженером-электромехаником, музыкантом, Львом Терменом. Эта история началась несколько лет назад во Владивостоке — там я познакомился с правнуком изобретателя, Петром Терменом. Он продолжил династию и сегодня возглавляет Школу терменвокса в России.
Именно в Японии этот инструмент получил широкое распространение. Масами Такэути придумал в 1999 году упрощенную версию терменвокса, матремин — терменвокс с автоматической настройкой громкости, спрятанный в корпус матрешки. Музыкальное произведение, которое я написал по заказу японской компании Mandarin Electron, русской и японской Школ терменвоксов, называется «Матрешка», по мотивам одноименной куклы. В японском городе Кобе мы исполнили композицию на 289 матреминах, побив предущий мировой рекорд. Дочь, внучка и правнук русского изобретателя были среди участников. Это незабываемый опыт совместной работы и создания музыки в таком уникальном контексте.
Фото rittor-music.jp
— В связи со сложившейся ситуацией в мире, многие проекты, выступления и концерты отменены. Знаю, что вы с нетерпением ждете одного события, которое должно состояться в июле 2020 года.
— 20 июля — печальный день для Кипра. В 1974 году именно в этот день началось турецкое вторжение, и часть острова была оккупирована. Моя семья, родом из Кирении, была вынуждена переехать на южную часть острова. Такая же судьба ждала тысячи семей. В этом году 20 июля в Президентском дворце состоится премьера композиции «Плачущие Мадонны», которую я посвятил кипрским матерям, дети которых не вернулись после того вооруженного конфликта. После окончания военных действий на Кипре, 1619 людей считались пропавшими без вести. Многие из них остаются таковыми до сих пор.
Сама идея создания памятной композиции очень близка по духу акции-шествию «Бессмертный полк», которую проводят в городах России 9 мая. Я лично видел насколько этот жест памяти важен для каждый семьи, чьи родственники участвовали в войне и не вернулись домой. Это шествие — невероятно сильное эмоциональное потрясение.
Создавая эту ораторию (музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра — прим. ред.), я использовал фрагменты двух гимнов, которые найдут отклик и в душе русского человека. Посетить премьеру смогут все желающие. Она запланирована на 20 июля, и я верю, что к этому моменту мир снова откроется живому искусству.
— Смогли бы вы назвать трех любимых композиторов?
— Мне всегда очень сложно выбирать кого-то одного, ведь вдохновение можно найти, порой, в звуках природы. В произведениях любого композитора я предпочитаю находить что-то особенное и уникальное. Мне нравится музыка эпохи Возрождения и барокко, но сегодня я очень часто обращаюсь к истокам, к византийским песнопениям, которые я смело отношу к культурному наследию не только Кипра, но и Греции, России.
Музыка — некий транслятор времен и событий. Она рассказывает нам историю жизни. К примеру, сегодня популярна электронная музыка с компьютерными звуковыми эффектами. Это тоже развитие, но уже нашей эпохи.
— Ваше любимое место на Кипре?
— Остров прекрасен! Мне ближе море и нетронутая природа. Полуостров Акамас с его безлюдными тропами, уникальной флорой и фауной, и пляжная полоса Лара Бэй, где появляются на свет черепашки, как символ чего-то нового и абсолютно чистого.
— Мариос, музыка способна исцелить?
— Я верю в то, что музыка очень тонко взаимодействует с нашим разумом. Она способна перенести не только сознание, но и тело в определенное состояние. Представьте, что вы услышали знакомую мелодию, которая тут же переносит вас в прошлое, с теми самыми эмоциями и ощущениями. Или другой пример — религиозная музыка, которая настроена на то, чтобы человек находился в состоянии отрешения. Влияние музыки на психику и наше восприятие мира нельзя отрицать, но я думаю, что здесь большую роль играет «вера». Если вы верите в спасение через музыку, в то, что она поможет в трудный момент, то вы несомненно ощутите эту поддержку.
Беседовала Александра ПОЛЯКОВА
1 Терменвокс — электромузыкальный инструмент. Вы управляете звуком, когда свободно водите руками в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука происходит от приближения руки к правой антенне, а громкость звука управляется приближением другой руки к левой антенне.