Ноябрь этого года проходит под знаком 100-летия Октябрьской социалистической революции – переломного и трагического для России события. Это та страница нашей истории, о которой важно говорить искренне, не замалчивая и не приукрашивая факты, не подстраиваясь под конъюнктуру.
Сейчас, из соображений политкорректности («дабы не раскалывать общество»), часто говорится, что «революция была событием неоднозначным», «многогранным», что ее «нельзя ставить в зависимость от односторонних оценок» и тому подобное. В последнее время можно услышать и слова о необходимости примириться с прошлым, принять его, какое бы оно ни было. О том, что история России в ХХ веке подобна ковру, в котором причудливым образом переплетаются красные и белые нити, образующие замысловатый узор. И большевики, и защитники монархии, и сторонники Учредительного собрания – все они якобы хотели блага для России, просто стремились к нему разными путями. Получается, у каждого была своя правда, к каждой из которых мы должны относиться с уважением, а еще лучше – сплавить все эти «правды» в единый конгломерат.
В такой позиции, которая может кого-то привлечь своим мнимым миротворчеством, кроется одна духовная ловушка – отказ называть зло злом. К сожалению, революция и свержение монархии стали неизбежным разрешением тех многочисленных проблем, которые зрели в российском обществе, начиная с первой четверти XIX века. И неизбежной революцию сделала сама государственная власть, которая либо вовсе отказывалась проводить необходимые обществу реформы, либо довольствовалась полумерами.
Февральская революция и переход управления страной в руки Временного правительства привнесли в общество воодушевление и струю свежего воздуха. Это было время небывалой свободы и для Православной Российской Церкви, которая, избавившись от назойливой государственной опеки, смогла самостоятельно организовать Всероссийский Поместный собор – одно из важнейших событий в своей истории.
Пожалуй, легитимно избранный парламент и многопартийная система стали бы залогом того, что Российская республика вошла бы в семью демократических европейских стран. Но большевики, вооружившись популистскими лозунгами и поддержкой революционно настроенной части армии, смогли в конце октября 1917 года захватить власть в свои руки, организовав переворот и арестовав членов правительства, а впоследствии и насильно прекратив работу Учредительного собрания.
Вместе с большевиками в России воцарилось совершенно новое и практически невиданное доселе отношение к ближним – как к расходному материалу. Идеи, декларировавшие ценность человека («человек – это звучит гордо»), борьбу за «свободу, равенство и братство», прекращение эксплуатации в ее практическом измерении превратились в кровавое месиво «красного террора» и «диктатуры пролетариата». Как написала позже Анна Ахматова: «Звезды смерти стояли над нами / И безвинная корчилась Русь / Под кровавыми сапогами / И под шинами черных “марусь”». Сама мысль о том, что ради блага одних нужно истребить, унизить, посадить в тюрьму других обличает подлинную сущность Октябрьского переворота.
Сегодня, через 26 лет после крушения советской власти, перед российским обществом все так же стоит задача называть вещи своими именами. Признать, что октябрь 1917 года стал началом страшного времени истребления лучших людей России и насилия, которое было не просто оправдано, а возведено в ранг добродетели. До сего дня карты российских городов пестрят именами палачей, с улиц и площадей не убраны памятники Ленину, звучат оправдательные речи в адрес тех, кто готовил и творил ужасы во имя мировой революции. Все это наследие как будто призвано оправдывать в глазах наших современников те методы, которыми руководствовались большевики.
Перед христианами сегодня стоит задача не только оценивать это историческое событие с точки зрения Евангелия. Но и не дать ввести себя в заблуждение, памятуя о том, что у Христа и левиафана нет ничего общего.
Георгий ВИДЯКИН
Настоятель русскоязычного прихода
Свт. Николая в Лимассоле