Национальный комитет по биоэтике озвучил свою позицию относительно эвтаназии. По мнению экспертов, применение данной процедуры на Кипре возможно. Главное условие: самый строгий контроль. Такое заявление сделал президент комитета доктор Константинос Феллас. Дебаты вокруг законодательного внедрения возможности добровольно уйти из жизни продолжаются.
Чтобы выяснить отношение к эвтаназии на Кипре, комитет по биоэтике провел опрос. Из 750 респондентов 61% заявили, что они поддерживают право людей выбирать добровольный уход из жизни с помощью эвтаназии. 79% подчеркнули: реализация этого права должна быть возможной для тех, кто страдает неизлечимыми и мучительными хроническими заболеваниями, и в тех случаях, когда все методы лечения или облегчения боли себя исчерпали.
По словам Фелласа, позиция комитета в отношении эвтаназии совпадает с мнением большинства: сначала должны быть исчерпаны все возможности для лечения человека или для паллиативной помощи, предоставляемые современной медициной и фармацевтическими технологиями. И только в крайних случаях, когда жизнь становится невыносимой, а медицинское лечение невозможно, пациенту, находящемуся в полном сознании, должен быть предоставлен выбор уйти из жизни. Кроме того, учитывая невозможность выработать общие правила, регулирующие эвтаназию, каждый эпизод должен быть тщательно изучен и оценен в соответствии с принципом достоинства человека. «В зависимости от ситуации в каждом конкретном случае, может быть выбрана активная или пассивная эвтаназия. Комитет по биоэтике категорически не согласен с применением принудительной эвтаназии.
Мы также должны учитывать, что каждый случай должен быть предметом отдельного, углубленного изучения и оценки группой экспертов, включающей врача, психолога, социального работника или других экспертов, чтобы убедиться, что принимается правильное решение», – подчеркнул ученый. Он пояснил: поскольку в процессе оценки невозможно выяснить все подробности о пациенте, целесообразно учитывать данные, охватывающие не только состояние здоровья, но и семью, финансовое положение и возможные конфликты интересов. «Само собой разумеется, что во время утверждения решения и осуществления эвтаназии должны быть приняты все законные меры и подготовлены соответствующие юридические документы для защиты врачей или других медицинских работников, участвующих в процедуре», – отметил профессор. При этом он добавил, что Кипр мог бы перенять опыт и знания из других стран, где эвтаназия уже практикуется. Возможное будущее законодательство должно предусматривать, наравне с эвтаназией, и практические меры, обязывающие государство поддерживать паллиативную помощь и равный доступ к ней всех пациентов, а также всячески содействовать членам семьи, желающим ухаживать за неизлечимо больным родственником. Государство обязано гарантировать, что решение пациента принимается свободно и без вмешательства внешних факторов.
Феллас также подчеркнул: Комитет по биоэтике полностью уважает мнение церкви о том, что эвтаназия, будь то пассивная или активная, приравнивается к лишению человека жизни.