История кипрского футбола с самого начала была тесно переплетена с политикой. Этот популярный вид спорта до сих пор несет на себе эту печать, хотя сегодня и немногие осознают данное наследие.
Политическому аспекту кипрского футбола посвящена выставка, которая проходит в муниципальном музее им. Левентиса в Никосии до 30 апреля. Кратко о политической составляющей популярного вида спорта изданию Cyprus Mail рассказала сокуратор экспозиции Антигони Ираклиду, эксперт по колониальной истории Кипра, деколонизации, образованию и культурному наследию.
Английское начало
Футбол на Кипр завезли англичане. Но настоящее увлечение киприотов этим видом спорта началось благодаря Английской школе в Никосии. Именно основатель школы, англиканский священник Фрэнк Дарвалл Ньюхэм, популяризировал этот вид спорта в начале XX-го века.
Напоминанием об этом до сих пор служат цвета никосийской команды АПОЭЛ – желтый и синий. Это цвета формы учащихся Английской школы в те времена. Самая первая кипрская футбольная команда состояла из бывших учеников Английской школы. Оттуда футбол распространился по всему острову.
Политическая активность
В 1940-х годах Кипр переживал период интенсивной политической мобилизации. Появлялись новые партии, например, АКЕЛ, зародившаяся в 1941 году, и Кипрская национальная партия, сформированная в 1943-м. Тогда же появились профсоюзы ПЕО и СЕК. Общество стремительно делилось на правых и левых. На эту политическую поляризацию сильно повлияла гражданская война в Греции.
«Ни одна сторона местной жизни не была исключением. Кафе, магазины, театры – все они имели политическую окраску и красноречиво свидетельствовали о политических взглядах своих посетителей. Но нигде это не вызвало большего раскола, чем в футболе», – говорит Антигони Ираклиду.
Раскол
В 1948 году Федерация легкой атлетики Греции (СЕГАС) обратилась к местным спортивным клубам с просьбой осудить действия левых и подписать декларацию в поддержку короля Греции. Это вызвало серьезные разногласия в спортивном мире. Те, кто отказался подписывать бумагу, уходили из своих клубов и создавали новые команды.
Так бывшие члены клуба АПОЕЛ основали клуб «Омония». На той же волне разрыва по политическим убеждения зародились клубы «Неа Саламина» и «Орфеас». В течение пяти лет на Кипре существовали две разные футбольные лиги с разной политической окраской: одна была организована Кипрской федерацией футбола, другая – Кипрской ассоциацией любительского футбола.
В 1950-х годах между турко-кипрской и греко-кипрской общиной острова все чаще стали происходить стычки. В июне 1958 года турко-кипрские экстремисты подожгли здание клуба «Олимпиакос» в центре Никосии. В ответ британцы начали отменять футбольные матчи в попытке контролировать большие скопления людей. Последовала бурная реакция на принудительное закрытие стадионов.
В связи с этим Кипрская федерация футбола приняла решение приостановить членство турко-кипрских команд, хотя турко-кипрский клуб «Четинкая» был в числе основателей организации и считался одним из сильнейших на острове. В ответ на это турко-кипрские команды решили создать свою собственную лигу. Это стало предвестием того разделения, которому вскоре суждено было произойти.
«История футбола на Кипре – это, на самом деле, история самого острова: его взлетов и падений, его турбулентностей и триумфов. Если вы хотите узнать больше о прошлом нашего острова, изучите его самый популярный вид спорта!» – заключает Антигони Ираклиду.
О нынешних стычках между фанатами различных футбольных клубах читайте здесь.