Есть такое замечательное выражение «Светя другим, сгораю сам» (consumor aliis inserviendo) и принадлежит оно не великому святому или подвижнику, а обычному голландскому врачу Николасу ван Тульпу, который избрал этот афоризм своим собственным девизом. Вслед за ним этому принципу призваны следовать все те, кто избавляет людей от их физических недугов и страданий.
ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ БОЛЕЗНИ
Из Священного Писания, на котором основывается наша вера, мы знаем, что Бог замыслил человека цельным и благим, то есть не имеющим никакого недостатка или порчи. И действительно, Адам и Ева до своего грехопадения не знали болезней и боли, не знали страданий. Однако, вкусив от дерева добра и зла, то есть познав зло, приобщившись ему, первые люди отошли от того изначально благого состояния, которое им даровал Бог. Одним из результатов этого стали болезни и страдания, которые и доныне мучают человеческий род.
ИСЦЕЛЕНИЕ — ЯВЛЕНИЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Читая Новый Завет, мы регулярно встречаем описания чудес, которые творил Христос. Среди них и многочисленные исцеления слепых, парализованных, немых, эпилептиков и прокаженных. Эти чудеса важно правильно понимать, чтобы в своем собственном восприятии не превращать Христа в обычного «целителя» или «знахаря». Явление чуда всегда следует вслед за верой человека. Обращающийся сперва признает свою веру в то, что Христос имеет силу от Бога исцелить его, а затем уже Иисус совершает чудо. И то чудо, которое совершается, это не просто выздоровление, это явление того самого Царства Божьего, о котором проповедует Христос, новой реальности. В этой реальности Бог зримо присутствует со Своим народом. Именно она и ожидает нас после второго пришествия Христа, когда уже не будет ни смерти, ни болезней.
Рассуждение о том, что в любом чуде (в том числе и исцелении) первична именно вера во Христа как Бога, необходимо для того, чтобы правильно расставить приоритеты и в церковной жизни. Зачастую люди обращаются в Церковь только тогда, когда их здоровье начинает давать сбои, и ищут быстрого и гарантированного результата. Отсюда спрос на различную мифологию на тему «кто из святых (какая икона) от каких болезней помогает». Отсюда же черпает свои истоки гипертрофированное почитание «вторичных святынь» (святой воды, просфор и любых иных освященных предметов). Существуя в рамках магического восприятия религии («действие – результат»), такие люди ждут от Бога облегчения не в силу своей веры, а в силу совершенного действия. Стоит ли говорить, что в Церкви нет места таким мнениям, потому что Церковь – это сообщество учеников Христовых, объединенное любовью к Богу и ближнему, а не теми или иными внешними целями. И уж тем более это не какая-то особенная «больница», которую на всякий случай тоже стоит посетить в трудной ситуации, чтобы эффект был максимальным. Рассуждая же о чудотворных иконах, стоит сказать, что любая икона по своей сути чудотворна, и тут нет особой разницы от того, насколько она «намолена». Икона – это окно в вышний мир, это образ, который возводит нас к первообразу, а не идол, который требует себе поклонения.
СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Современное развитие медицины ставит перед человечеством, особенно же перед христианами, новые проблемы и вопросы. Медицина, которая, несомненно, является Божиим благословением для всех людей, перешагнула в ХХ веке через некую этическую границу. Речь идет о том, что современная медицина уже не просто исцеляет человека, но и предлагает ему способы изменения своей собственной природы. Можно упомянуть три наиболее пререкаемых явления: операции по изменению пола, суррогатное материнство и эвтаназию. С первым из них все более-менее очевидно: изменение пола это вмешательство в образ Божий, в те качества, которые Господь даровал каждому человеку. Кстати, рассуждения о том, что в «мужском теле жила женщина» (или наоборот), которые часто можно услышать от сторонников таковых вмешательств, по своей сути тоже носят религиозный характер. Медицина уподобляется Божиему Промыслу, приводящему к подобию внутреннее самоощущение и внешний вид человека.
Второе явление – суррогатное материнство – также прикрывается благими намерениями и заботой о человеке. Однако его апологеты обычно не принимают в расчет (или сознательно забывают), что внутриутробный период – базовый в процессе становления личности. Поэтому, если малыш в утробе будет чувствовать чуждое отношение «суррогатной матери», которая вынашивает его для какой-то заказчицы, то пойдет ли это ему на пользу? Или обратная ситуация – чувствуя любовь и заботу «суррогатной матери», как переживет он разлуку с ней и нахождение с абсолютно чужим человеком? Современная медицина много рассуждает о необходимости скорейшего контакта матери и новорожденного малыша, но в этом вопросе (который приносит исполнителям внушительные суммы денег) предпочитает отмалчиваться.
Третье, что стоит упомянуть, это эвтаназия, то есть добровольный уход из жизни по тем или иным причинам. Обычно это затяжная или мучительная болезнь и нежелание обременять собой ближних. В рамках некоторых культур (например, японской) самоубийство во избежание позора являлось благородным действием. Однако нельзя забывать, что христианское видение человека настаивает на ином – ограниченной власти над своей жизнью и вручением себя Богу в самой сложной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Признавая великую благость лечения людей, избавления их от физических недугов и страданий, всегда необходимо помнить о границах наших собственных сил и полномочий, чтобы не приписать себе той власти, которая не была нам дана.
РАСПИСАНИЕ
28 МАРТА – 18:00 – встреча миссионерского киноклуба, просмотр фильма «Остров» [Россия, 2006] (центр «София»)
3 АПРЕЛЯ – 17:00 – первая встреча молодежного круга (центр «София»)
4 АПРЕЛЯ – 18:00 – евангельский кружок (центр «София»)
Подробности по телефону: 99 472312.
Георгий ВИДЯКИН
Настоятель русскоязычного
прихода свт. Николая в Лимассоле