Хотя различные единоборства обычно ассоциируются с Азией, особенно с Китаем и Японией, на Кипре также есть традиционные виды борьбы, которые с древности развивались на острове.
В кипрских единоборствах разбиралось издание Cyprus Mail.
Считается, что первые формализованные единоборческие дисциплины появились в Индии около 500 года н.э. Однако боевые искусства как средство самообороны были популярны с незапамятных времен, и у каждой культуры по всему миру были свои собственные формы. По словам исследователя Димитриса Павлидиса, который тщательно изучил кипрские боевые искусства, на острове когда-то существовали собственные виды борьбы, начиная с древнегреческого панкратиона. Во время Османского владычества популярностью пользовалась «палиома»: участники боролись полуголыми и перед соревнованием обмазывали себя оливковым маслом, чтобы противнику было труднее их ухватить. Затем появился «пацос клотсос» ― кипрский аналог кикбоксинга, в котором два бойца пытались ударить или пнуть друг друга, соревнуясь на поле, разделенном пополам веревкой.
«Первоначально боевые искусства возникали как часть военной подготовки», ― объясняет Димитрис Павлидис. Греческая культура оказала на Кипр сильное влияние в спортивном отношении, поэтому развитие боевых искусств на острове и на материке проходило схожим образом. «Но что отличает наши местные искусства, так это импровизация — в кипрских боевых искусствах не было определенных приемов, бойцы, как правило, импровизировали в своих движениях, основываясь на предыдущем опыте и… музыке», ― рассказывает Павлидис, поясняя, что борьба часто проходила под музыкальный аккомпанемент. Основная цель музыкального сопровождения состояла в том, чтобы придать бою ритмичности. Что интересно, элементы боевых искусств до сих пор заметны в кипрских национальных танцах ― танце с ножами, танце с серпами и антикристосе. «Если вы детально изучите данный вопрос, то выясните, что кипрские народные танцы были относительно бесструктурны до середины XIX века. Как и в боевых искусствах, шаги, техника и движения часто были импровизированными», ― поясняет исследователь.
Танец с ножами, который очень напоминает древнегреческий танец пиррихий, был средством боевой подготовки. Его исполняли вооруженные люди, двигавшиеся в воинственных ритмах, при этом все их движения повторяли приемы, используемые в бою. Танец с серпами, скорее всего, был создан для демонстрации высокого мастерства в обращении с опасным оружием. В нем танцоры имитируют различные боевые приемы: вращение серпа вокруг шеи, плеч, талии и ног. Парный танец антикристос, в свою очередь, предполагал, что танцоры повторяют движения друг друга, прыгая, поворачиваясь, садясь, хлопая руками по телу и ударяя ладонями о землю ― все это в попытке подчеркнуть свое физическое превосходство. «Это танец, движения в котором сильно перекликаются с техниками танца «пацос клостос», ― отмечает Павлидис. Его мечта состоит в том, чтобы популяризировать эти мужественные танцы и вернуть им подобающее место в культуре острова.
Фото cyprus-mail.com