Как и в любой народной культуре, в кипрском фольклоре сохранилось большое количество заговоров и заклинаний. О чем и как колдовали киприоты в давние времена? Что было в центре их мистических интересов?
Сегодня заговоры на Кипре широко не используются, у населения существенно вырос уровень образования. Однако те заклинания, которые удалось сохранить исследователям-фольклористам, представляют интерес как памятники кипрского сельского быта.
В кипрском диалекте заговоры называют словом «гитья» или «гитеман», от древнегреческого слова «гоитево», что значит «очаровывать, околдовывать».
Формат
Подавляющее большинство кипрских заклинаний посвящено исцелению людей или домашних животных. Есть заговоры на «приворот» или «отворот», на изгнание вредных животных типа мышей или саранчи.
Это короткие поэтические или прозаические тексты. Обычно они начинаются с призыва «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», повторяемого трижды. Часто заклинание – набор бессмысленных слов с совершенно неуловимым содержанием, что производило эффект таинственности и обладания особым знанием.
Атрибутика
Чтение магических текстов обычно сочеталось с различными ритуальными действиями и сопровождалось применением снадобий, приготовленных из трав. Знахарь мог пользоваться различной атрибутикой: чашами или стаканами, из которых ранее никто не пил, ножами с черной рукояткой или такими, у которых лезвие было приделано к ручке тремя гвоздями, лопатой, шелковой красной нитью, платками. В заговорах часто применяли мед, соль, землю или золу, хлеб, уксус, воду, которые имели символическое значение.
Процесс
Ритуальный акт представлял собой либо простое чтение заклинаний, либо требовал участия самого «клиента» или его представителя. Например, чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, знахарь разжигал огонь и растапливал в горшочке кусочки олова. Ребенок должен был произнести заклинание и трижды перепрыгнуть через горшок с расплавленным металлом. Если он не мог этого сделать в силу возраста, за него это совершал кто-то из родителей.
Другой пример – исцеление больного. Его либо кропили специально приготовленной во время ритуала водой, либо символически «распинали», читая заклинание и прикасаясь заговоренным ножом к ладоням и тыльным сторонам ступней.
В деревне Амаргети в регионе Пафоса можно посетить музей фольклора.