Кипр 39 раз участвовал в конкурсе «Евровидение», то есть почти каждый год начиная со своего дебюта в 1981. И ни разу не побеждал. Как проходит отбор исполнителей, почему в нем никогда не участвуют зрители, откуда берутся песни?
Остров пропустил конкурс только трижды. В 1988 году из-за нарушения процедуры отбора песни, в 2014-м – из-за финансового кризиса и, вместе со всем остальным миром, в 2020 году из-за пандемии.
В отличие от почти всех остальных старожилов «Евровидения» Кипр ни разу не побеждал. Такой результат может сравниться только с показателями Мальты. Эта островная страна дебютировала на конкурсе в 1971 году, за эти 52 года участвовала в нем 35 раз, но ни разу не победила.
С 2006 по 2013 годы кипрскую песню для «Евровидения» выбирали зрители путем общенационального голосования. В результате в шести из восьми конкурсов, прошедших в этот период, страна не смогла выйти из полуфинала в финал.
Это заставило изменить стратегию и перейти к внутреннему отбору: представителя Кипра выбирали за закрытыми дверями и просто представляли общественности. Такая система оказалась более успешной: страна каждый год, кроме 2022, выходила в финал, а в 2018 году даже заняла второе место. Это пока что лучший результат Кипра на «Евровидении».
Жюри обычно состоит из 10-15 человек, только 2-3 из них имеют отношение к Кипру, что помогает исключить феномен кумовства.
Откуда берется песня, которая должна представить страну на конкурсе? Все довольно прозаично: ее покупают на одной из песенных «фабрик», обычно в Швеции. Коллектив авторов пишет мелодию, подходящую для конкурса, и соответствующий текст. Свою продукцию «фабрики» продают звукозаписывающему лейблу из Греции, который в значительной степени контролирует кипрский музыкальный рынок.
Характерно, что разные страны могут обращаться на одну и ту же «фабрику» за своей песней. Например, два автора композиции Tattoo, победившей на «Евровидении-2023», – Джимми Тёрнфельдт и Джимми Яннсон – значатся и в числе авторов кипрской композиции Break a Broken Heart.
В работе над песней никогда не принимают участие кипрские поэты и композиторы, в композиции отсутствует местный колорит. Обычно это стандартная поп-песня, которую по определению может исполнить кто угодно.
В результате сложилась система, когда авторы получают большое число заказов и деньги за работу, лейбл – хорошо звучащую и уже раскрученную благодаря конкурсу поп-композицию, которая подойдет радио и будет пользоваться популярностью, певец – свою порцию славы и контракт с лейблом. Чиновники могут со спокойной совестью отчитаться, что заказали песню у лучших авторов. Победа на конкурсе просто не стоит среди целей всей этой процедуры.
И действительно, сами авторы прекрасно понимают потенциал своих песен. Они никогда не продадут стране типа Кипра (то есть стране с маленькими шансами на победу) свое лучшее сочинение. Да Кипр и не смог бы такую композицию себе позволить. У него нет большого бюджета на участие в «Евровидении». Ведь помимо стоимости песни необходимо также оплатить права на трансляцию, постановку выступления, эффекты, режиссеров и операторов.
Конечно, налаженная система конвейерного производства песен для участников «Евровидения» периодически дает сбои. В 2017 году на конкурсе победил португальский певец Салвадор Собрал, исполнивший меланхоличную джаз-композицию Amar pelos dois, написанную его сестрой Луизой. Это был первый раз за 53 года участия, когда Португалия выиграла конкурс.
Поклонники «Евровидения» вспомнят и другие примеры, когда эмоциональное исполнение и посыл самой песни побеждают над коммерческой составляющей. Проблема для Кипра заключается в том, как найти такую композицию.
Текст подготовлен по материалам издания Cyprus Mail.
Другие новости
25 сентября Кипрская радиовещательная корпорация назвала имя певицы, которая представит Кипр на конкурсе «Евровидение-2024». О юной исполнительнице мы рассказывали здесь.