К празднику 8 Марта «Вестник Кипра» решил подготовить справку о кипрском женском движении и о том, как в XX веке жительницы острова боролись за свои права. Готового текста не было: поэтому статья получилась уникальной. Эта информация была по крупицам собрана нашим постоянным автором историком Людмилой Папаконстантину. Оказалось, что и на Кипре были свои герои: женщины, боровшиеся за отмену рабского детского труда, за улучшение условий работы и уменьшение 12—14 часового рабочего дня до 8 часов.
Женщины Кипра несколько позже, чем жительницы других европейских стран вступили в борьбу за свои права. Это объясняется тем, что капиталистические отношения на острове стали развиваться лишь в 20—30 годы XX века, поэтому женское движение Кипра неразрывно связано с рабочим. Подпольные сходки, стихийные и запрещенные забастовки, манифестации и кровавые столкновения с полицией, — все это составляет историю кипрского рабочего движения, в котором вместе с греками—киприотами участвовали и их соотечественники — турки.
ПЕРВЫЕ РАБОЧИЕ ЗАБАСТОВКИ
Под руководством Коммунистической партии Кипра, основанной в 1926 году, были предприняты первые шаги по организации рабочего класса. В эпоху диктатуры английского губернатора Герберта Пальмера (1933—1939 гг.) и в условиях глубокого экономического кризиса в стране проходили первые крупные выступления и забастовки, в которых наравне с мужчинами участвовали женщины. Они требовали улучшения условий труда, увеличения заработной платы и 8—часового рабочего дня.
Тяжелая и продолжительная забастовочная борьба кипрских рабочих оказала большое влияние на их матерей, сестер, жен и дочерей. Роль женщин в рабочем движении страны весьма значительна: они служили примером верности, героизма и самопожертвования. Именно эти качества очень часто вдохновляли мужчин на продолжение борьбы. В период гонения на компартию многие киприотки прятали в домах партийные документы, предоставляли убежище преследуемым, организовывали благотворительные обеды, собирали продукты для политзаключенных, вели сбор средств в помощь их семьям.
ТРУД ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ
В выступлениях 1938—1939 гг., проходивших на землях Киккского монастыря в Колони и Менеу, а также в крупной забастовке на ткацкой фабрике в Фамагусте, женщины сыграли определяющую роль. Труженницы ткацкой фабрики Иоанну, не выдержав притеснений, потребовали 8—часового рабочего дня и повышения заработной платы. Кроме того, ткачихи добивались гуманного отношения со стороны надсмотрщиц, которые за малейшую провинность били 12—15—летних работниц. Владелец предприятия отклонил выдвинутые требования, после чего началась забастовка, которая длилась два с половиной месяца и завершилась поражением бастующих, а три работницы, избившие штрейхбрехеров—мужчин, были приговорены к двухмесячному тюремному заключению.
Колониальные власти жестоко расправлялись с непокорными. Так в Никосии, в мае 1940 года, во время митинга безработных, требующих предоставления рабочих мест, полицейскими была зверски избита женщина—строитель Д.Хараламбос.
В борьбе шахтеров компании КМЕ в 1948 году, длившейся 124 дня, женщины находились рядом с бастующими мужчинами. В кровавых столкновениях, произошедших 3 марта в Мавровуни и 8 марта в Ксеросе, когда полиция, защищая штрейхбрехеров, открыла огонь по бастующим, женщины, не задумываясь, бросались на полицейских, пытаясь выхватить оружие, чтобы остановить расстрел безоружных людей.
Среди тех, кто был предан суду, а затем заключен под стражу или оштрафован, значились и 35 женщин. Их обвиняли в причинении ущерба чужому имуществу, участии в митингах вместе с детьми или в избиении штрейхбрехеров.
ПЕРВЫЕ ЖЕНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В 1948—1949 гг. на Кипре впервые появляются прогрессивные женские организации. В начале 50—х годов было основано Бюро трудящихся женщин ПЕО, сыгравшее большую роль в вовлечении женщин в профсоюзное движение с целью их более активного участия в борьбе за права трудящихся. Очень скоро возникла необходимость в объединении разрозненных организаций и координации их действий в общегосударственном масштабе. Поэтому в 1950 году была создана Всекипрская организация демократических женщин. В 1959 году она была переименована во Всекипрскую федерацию женских организаций (ПОГО). Будучи крупнейшей и старейшей женской организацией Кипра, пользующейся значительным авторитетом и влиянием, ПОГО последовательно выступает за равноправие полов, социальный прогресс, ликвидацию любой эксплуатации человека человеком, развитие и мир, солидарность женщин всего мира в борьбе за права. Идеалы социальной справедливости, равенства и солидарности остаются для организации главными ориентирами деятельности.
В период кризиса ПОГО выступает за укрепление роли государственных институтов в финансовом секторе, в сфере энергетики, связи, транспорта за усиление государственного инвестирования в социальную инфраструктуру, обеспечение достойным жильем, бесплатным здравоохранением, образованием и социальным страхованием для всех. ПОГО выступает за признание общественной роли материнства и равную оплату труда мужчин и женщин.
Организация является активным членом Международной демократической федерации женщин (МДФЖ), поддерживает связи с десятками национальных женских организаций, выступающих против неравенства, бедности, нищеты, безработицы, торговли людьми и насилия в отношении женщин, а также против агрессивных действий НАТО, расширения военных конфликтов и военных баз во всех регионах мира. Всекипрская федерация постоянно заявляет об интернациональной солидарности с народами Палестины, Ирана, Ирака и Афганистана, Кубы, другими странами Латинской Америки.
0ПОГО активно выступает против попыток переписать заново мировую историю, вычеркивая решающий вклад Советского Союза в победу над фашизмом, в победе во Второй мировой войне.
Организация старается развивать энергичные действия по спасению планеты от экологической катастрофы, против бездумной эксплуатации природных богатств.
ЖЕНЩИНЫ КИПРА И РОССИИ
Между ПОГО и Союзом женщин России существуют давние дружеские связи. Сотрудничество осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках МДФЖ.
В ПОЛИТИКЕ И РЕЛИГИИ
После провозглашения в 1960 году независимой Республики Кипр появились политические партии ДИКО, ДИСИ и др., на базе которых были созданы женские организации (ГОДИСИ, ГОДИКО и пр). При крупных профсоюзных организациях также существуют отделы, занимающиеся проблемами женщин. По инициативе Кипрской Православной Церкви была создана женская религиозная организация.
На всех этапах борьбы трудящихся Кипра за свои права присутствие женщин было активным и массовым. Это позволило улучшить их положение в обществе и уничтожить понятие «рабыня», когда ради куска хлеба женщины и дети становились дешевой рабочей силой, жертвами эксплуатации работодателей и крупных землевладельцев.
Пройдя через неимоверные трудности и лишения, киприотки по праву заняли достойное место на страницах истории общественно—политического движения своей страны.